Были в Грязях, но грязи не видели
150 лет назад в 1868 году при строительстве железнодорожной ветки Козлов – Воронеж в Тамбовской губернии Липецкого уезда при реке Матыре была построена станция Грязи. С 1938 года это город Липецкой области. В связи с работой над проектом «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках» решили побывать в нем, чтобы получить живые впечатления и наладить творческие контакты.
Грязи встретили нас дождем, поэтому пройти по ним пешком не удалось. Побывали в музее, проехали на машине по всему населенному месту, посетили главную достопримечательность – железнодорожный вокзал, который был одним из самых роскошных в дореволюционной России. Впечатлили его интерьеры и длинный-предлинный подземный переход, ведущий к путям. В тоннеле было так холодно, что изо рта шел пар.
Видели памятники: паровоз и катюшу.
В целом город, распластанный по земле и изрезанный железными путями, понравился. Он пока сохраняет историческое лицо, что выражено в планировке центральной части, в старых зданиях и водонапорных башнях, стоящих в разных частях города и напоминающих о его назначении. Кроме того, в Грязях во всем чувствуется стремление к порядку.
Обратили внимание, что частные дома почти на всех улицах огорожены одним сплошным зеленым забором, поэтому внимательно их осмотреть и сфотографировать невозможно. Печально, что Грязи тоже поразила эпидемия нынешнего времени – варварская обрезка деревьев. На улицах они пока сохраняют свою природную первозданность, но в парке, разбитом сразу после Великой Отечественной войны, они наполовину опилены. Не знаю почему, но эти чурбаки, присутствовавшие в таком большом количестве, напомнили мне надолбы – крепостные противоконные заграждения.
Подумалось, что и общие заборы и даже «подстриженные» деревья – это тоже элементы порядка. Своеобразного, конечно, но порядка!
Перед возвращением в Тамбов мы пообедали в кафе. Официантка, отдавая сдачу, вдруг спросила: «А вы, наверное, из другой страны? Интеллигентные». Так что не признали нас за своих людей.