Четверть копейки с аршина сукна на поддержание здания Комиссии
План Тамбова 1832 года свидетельствует, что в городе тогда существовало лишь семь государственных архитектурных комплексов, выстроенных из камня: усадьба губернатора, присутственные места, почтовый двор, кадетский корпус, комиссионерство, больница и тюремный острог.
После того, как нами были проведена общественная экспертиза здания бывшего комиссионерства-интендантства по улице Советской, 107 (см. здесь, здесь и здесь), мы обнаружили новые архивные документы и планы, уточняющие и дополняющие историю. Они еще раз подтверждают, что это здание является самой старой казенной постройкой Тамбова.
В тамбовском областном архиве сохранился «Журнал исходящим бумагам Тамбовской Комиссариатской Комиссии за 1844 год» (успели просмотреть лишь треть документа). В записи от 30 марта приводятся сведения, что здания комиссариатства содержались за счет средств заинтересованных фабрикантов, производящих сукно, – четверть копейки с аршина. Среди них были известные тамбовские фамилии дворян и купцов, которым отправлялась корреспонденция:
«607. Отношение г-ну коммерции советнику Лион, о доставлении сведения по предмету взноса на поддержание здания Комиссии по ¼ коп. с аршина сукна.
608. Отношение капитану Полторацкому, о доставлении сведения по предмету взноса на поддержание здания Комиссии по ¼ коп. с аршина сукна.
609. Отношение опекуну над имением Тулинова г. надворному советнику Попову, о доставлении сведения по предмету взноса на поддержание здания Комиссии по ¼ коп. с аршина сукна».
Есть точно такие же записи о письмах: «г. тамбовскому почетному гражданину Малину», «в контору фабрики дворянина Постникова», «в контору фабрики тайной советницы Лубяновской», «в контору фабрики наследников прапорщика Гладкова». Также был отослан в Санкт-Петербург «рапорт генерал-кригскоммисару по предмету взноса ¼ коп. на поддержание зданий Комиссии» – генерал-лейтенанту Василию Ивановичу Храпачеву (1837–1851), отвечавшему за снабжение Российской армии.
Сколько интересных исторический фактов можно было узнать, если бы в архиве сохранились такие журналы за каждый год вековой истории комиссионерства-интендантства! Если генералу-кригскомиссару сообщалось о содержании зданий, то, по-видимому, военное ведомство отчитывалось и по всем другим вопросам, в том числе о собственном строительстве. Такие сведения могут храниться в Российском государственном историческом архиве в Петербурге (РГИА) или в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве (РГВИА).
Федеральный закон 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяет 90 рабочих дней на определение историко-культурной ценности постройки, которая после подачи заявления несет признаки объекта культурного наследия. Такое заявление о здании комиссионерства-интендантства по улице Советской, 107 горожанами было направлено в госорган охраны памятников – управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области – 27 октября 2017 года. По закону, госорган должен был организовать охрану здания и историко-архивные исследования. Судя по всему, к сожалению, не было сделано ни того, ни другого: здание стоит в виде руины, а гражданам, подавшим заявления, пришли формальные отписки.
Не прошло и половины времени, отведенного на определение историко-культурной ценности здания, как 20 декабря 2017 года из госоргана получили ответ: «В настоящее время проведены историко-архивные исследования», которые, конечно, не подтвердили доводы заявителей.
Было видно, что никакой заинтересованности в поиске документов и сохранении здания нет. На такой вариант решения вопроса надеются многие: администрация города, застройщик, лица, осуществлявшие снос здания, полицейский следователь, а прежде всего служащие госоргана охраны памятников, снимавшие здание с охраны в 2006 году без государственной историко-культурной экспертизы.
Все, на что были способны «исследователи», – это заказать в тамбовском архиве формальную справку, которая легла в основу официальных ответов гражданам. Никакого интереса к истории города, конкретному зданию, своей работе, мнению градозащитников никто не проявил. Какое, однако, царит равнодушие. По мне, так оно мало чем отличается от мертвечины…