Градозащита в советское время: 50 лет назад Алексей Захаров вступил в ВООПИиК
В 1961 году в город Тамбов переехала семья Алексея Ионовича Захарова, который более 20 лет жил на «трудовом поселении» в поселке Апатиты.
Алексей Захаров увлекался изучением истории России, поэтому его внимание привлекла дореволюционная культура тамбовского края. Он обнаружил, что многие исторические факты и талантливые личности незаслуженно вычеркнуты из памяти общества, а места, связанные с ними, зарастали травой забвения. С таким положением дел Алексей Ионович, некогда сам лишенный малой родины и возможностью гордиться фамильной историей, примириться не мог, поэтому начал деятельность по восстановлению исторической справедливости.
В 1968 году Захаров вступил во Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Ему не давали покоя вопросы: почему в Моршанске сняли с государственного учета Троицкий собор, являвшийся архитектурным памятником, и начали разбирать его купола? Почему власть не интересует судьба мичуринского Боголюбского собора, разрушавшегося от 40-летней бесхозности? Почему приходят в запустение места, связанные с дворянскими родами Чичериных и Боратынских?
Градозащитник начал переписку с различными инстанциями и дошел до председателя Совета министров РСФСР М.С. Соломенцева, маршала Д.Ф. Устинова, А.Я. Пельше, А.А. Громыко, А.Н. Косыгина и ЦК КПСС. Он писал о своей позиции, дававшей право не просто просить помощи, но требовать немедленного принятия решений по спасению памятников: «…Не ради корысти обращаюсь к Вам, не ради личной выгоды… Я борюсь за историю русского народа!..» «…Ведь нашу тамбовскую землю не топтала фашистская нога, на кого же будут руководители сваливать эту беду перед историками народа... Вряд ли найдутся силы, в случае невнимания и к этому острому сигналу, продолжить «битву» с нравами некоторых тамбовских руководителей. Я располагаю конкретными фактами и материалами, подтвержденными документами, которые, кстати, не являются секретом для вышеназванных лиц, и готов принять самое активное участие в расследовании причин, породивших безответственность и бесконтрольность…»
Настойчивость Алексея Захарова приобрела такой кипучий характер, что когда он появлялся в коридорах власти, весть о его приходе тут же облетала кабинеты, и их двери поспешно захлопывались. Захаров так надоел бюрократам от культуры, что в 1978 году по их просьбам, когда срок действия удостоверения члена ВООПИиК у градозащитника закончился, с его продлением возникли трудности.
Алексей Захаров приходился двоюродным братом известному священнику Николаю Гурьянову, который служил в церкви на острове Псковского озера Талабск (Залит). В конце XX – начале XXI века отец Николай был одним из почитаемых старцев Русской православной церкви, став в 2000-х годах прототипом героя художественного фильма П. Лунгина «Остров».
Алексей Захаров был атеистом, что не мешало ему поддерживать отношения с братом-священником. В свою очередь отец Николай одобрял деятельность Алексея Ионовича по защите памятников культуры, о чем свидетельствует переписка.
На фотографиях:
А.И. Захаров в 1936, 1970-х, 1981 годах.