Надавно совершенно случайно посмотрела фильм «Храбрец», снятый по одноименной повести американского журналиста и писателя Грэгори Макдональда. И хотя он вышел на экран еще в 1997 году, впервые о нем только узнала.
Фильм тяжелый. Как говорят в таких случаях, «не для всех». Сюжет таков. Молодой индеец Рафаэль живет с женой и детьми на свалке. Пьет, ворует, сидит в тюрьме. Его жизнь беспросветна и не предвещает в будущем ничего хорошего. Но однажды на его пути появляются некие «деловые люди», которые предлагают сняться в главной роли садистского фильма, в котором его будут по-настоящему пытать и в конце по-настоящему убьют. За это они предлагают фантастический, на взгляд бедняка, гонорар, который якобы сможет получить после смерти его семья. Рафаэль принимает предложение и небольшой денежный задаток. Последние дни он проводит с семьей и друзьями, пытаясь сделать для них то, что не сделал до этого. Он сам вдруг преображается, а жизнь обретает для него ценность и смысл. Внутренний драматизм фильма усиливается к концу, к тому моменту, когда молодой человек уходит на «работу». На этом сюжет обрывается. Заключительных сцен насилия нет.
Кстати, в фильм не попала и начальная шокирующая часть повести Макдональда, описывающая, как «работодатель» рассказывает главному герою подробности пыток, которые ему придется претерпеть. Сам Макдональд это повествование предварил такими словами: «…автор отдает себе отчет, что глава эта весьма и весьма отталкивающая, выставляющая напоказ человеческую жестокость по отношению к себе подобным. Автор с радостью не писал бы эту главу. Но в то же время он понимает, что именно глава С определяет все описываемые в романе события. Тем не менее читатель имеет полное право перевернуть страницы главы С, не читая их».
Режиссер фильма «Храбрец» так и сделал – опустил страницы с диким описанием, отчего, кстати, драматизм происходящего нисколько не уменьшился.
Фильм рассказывает о той крайней жестокости, которая порой проявляется в человеке, об обесценивании человеческой жизни, о потере и обретении ее смысла, об отчаянии и самопожертвовании, понятом в силу собственной культуры.
Любопытным мне показалось, что в качестве режиссера фильма и исполнителя главной роли выступает американский актер Джонни Депп, более известный сегодня по ролям Джека Воробья в «Пиратах Карибского моря». В работе над фильмом «Храбрец» он открылся для меня с неожиданной стороны.