День рождения Александра

Сегодня в честь дня рождения моего мужа Александра Климкова записала с его слов небольшие воспоминания о жизни в исторической части города Тамбова в 1960–1970-х годах. 

Саше 5 лет. Тамбов, улица М. Горького

Саша – тамбовец в нескольких поколениях. Он родился и вырос в доме №37 на улице М. Горького, который снесли в 1981 году для того, чтобы рядом, на Интернациональной, построить здание, которое в народе получило название: "магазин на курьих ножках". 

На улице М. Горького Сашины родители, Вячеслав Васильевич и Тамара Васильевна Климковы, поселились в 1960 году. Вячеслав Васильевич родился и вырос неподалеку – в каменном жилом доме на К. Маркса, на месте которого сегодня располагается автостоянка администрации Тамбовской области. Тамара Васильевна (в девичестве Данилова) родом из города Рассказово. 

В одноэтажном деревянном доме на улице М. Горького, в котором Саша провел детство и юность, жили пять семей. До революции он принадлежал купцу и являлся частью городской усадьбы. В 1960-1970-х годах в двух квартирах, одна из которых была наиболее элитарной, с окнами во двор, проживали две женщины, как говорили, из "бывших". Ту, что постарше, звали Евдокией, а ее соседка, помладше, Серафима, была у нее домработницей.

Дом №37 на улице М. Горького. Вид со двора. Фото 1980 года

Когда-то на чердаке дома Саша обнаружил пачки дореволюционных этикеток разных производителей обуви. Сейчас можно подумать, что тот, кто их там оставил,  занимался продажей подделок. Не коллекционировал же он их?!

За главным домом располагался двор, на котором рос большой вяз. С одной стороны тянулись сараи, а чуть далее стоял деревянный флигель с оградой, со своим отдельным садом и хозяйственными постройками. Перед фасадом дома была "припаркована" повозка, напоминавшая тачанку. Это пространство представляло собой подобие "хутора", где жила семья казака Губкина, носившего усы и казачью форму: фуражку и синие галифе с красными лампасами. У казака было большое хозяйство с лошадью, овцами, свиньями, курами, гусями и даже борзыми собаками.

За "хутором" тянулись сады и огороды, которые не имели ограждений, поэтому сливались между собой, а далее располагались огороженные  земельные участки, числившиеся по улице Интернациональной. 

В саду Климковых был построен свой небольшой деревянный домик, в котором летом можно было жить, а зимой кататься около него по огромному заснеженному пространству. Саша вспоминает, что весной при таянии снега в саду было так много воды, что он "плавал" здесь в корыте. Мальчишкой он любил забираться на высокую вишню. Ему тогда казалось, что, если дерево еще чуть-чуть подрастет, то с него можно увидеть Ленинскую площадь. 

На улице около дома, где жили Климковы, в ту пору не существовало асфальта. Машины по ней ездили очень редко, поэтому, когда в 10 лет Саше купили фотоаппарат и он стал учиться фотографировать, ему приходилось долго ждать у окна, чтобы снять движущийся транспорт. Летом непроезжая часть улицы была покрыта травой-муравой, в которой после дождей вырастали грибы шампиньоны.

В дни октябрьских и ноябрьских демонстраций улица М. Горького становилась одной из главных в городе. Здесь сосредотачивались праздничные колонны, которые потом шли на Ленинскую площадь. 

Саша вспоминает, что напротив них, в одноэтажном кирпичном доме №48, жил художник с женой. К сожалению, его фамилия осталась неизвестной. От него Саша получил кисточки, которыми пользуется до сих пор. 

Когда дом №37 снесли, его жильцам предоставили квартиры в спальном районе – в девятиэтажном доме №114 на улице Мичуринской. Сашины родители  тосковали по природе, земле, по собственному саду, поэтому приобрели дачу на реке Цне недалеко от двух мостов, что стоят на Рассказовском шоссе. Теперь, после смерти родителей, эта дача находится в нашем владении. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded