marina_klimkova

Categories:

Тамбовский Казанский монастырь

В одном из списков тамбовской летописи говорится, что построение Казанского монастыря началось в 1667 году «черным попом» Иосифом. Место для обители дано по приказу Большого дворца «близ города Тамбова на посаде» – на высоком берегу Цны, рядом с южными стенами острога. Монастырь получил наделы, а в 1679 году – две мельницы: на Цне в Тамбове и близ села Донское. В 1692 году царским указом игумену с братией разрешили владеть городской усадьбой на берегу Студенца ниже мельничной плотины у Вознесенского женского монастыря.

На плане Тамбовской крепости около 1720 года в Казанском монастыре, окруженном с четырех сторон стенами, помимо церкви «во имя Казанской Богородицы», указан и храм «во имя Иоанна Предтечи», который, вероятно, был построен при втором тамбовском епископе – святителе Питириме. Тогда же над воротами проезжей Хоперской башни острога Тамбовской крепости была установлена Казанская икона Божией Матери.

Деревянный и каменный Казанский монастырь на фрагментах планов города Тамбова 1781 и 1832 годов

В 1701 году по указу Петра I Тамбовская епархия была упразднена и вновь открыта спустя полвека – в 1758 году. К тому времени архиерейский двор, стоявший недалеко от кафедрального собора, заняли светские службы, поэтому епископ Пахомий (Симанский), назначенный на вновь открывшуюся кафедру, сделал своей резиденцией Казанский монастырь. Владыка приказал разобрать здания, которые пришли в ветхость, и начать строить новые, обнеся их деревянной оградой с девятью башнями. В монастыре построили новый Предтеченский храм (1761) и надвратную колокольню, для которой приобрели семь колоколов и часы со звоном. В архиерейском доме в тот период освятили домовую крестовую церковь во имя преподобного Пахомия Великого. На монастырской территории развели яблоневые сады, а рядом с монастырем построили конюшенный двор с хозяйственными службами. 

В 1764 году Тамбов посетил писатель, ученый, ландшафтный архитектор А.Т. Болотов, проезжавший в свое кирсановское имение. Он писал, что Тамбов показался ему «нарочито изрядным степным городом», а лучшее здание в нем – это «архиерейский дом» (Казанский монастырь), построенный «довольно великолепно и замысловато»: с церквами, оградой и башнями он был хотя и деревянный, но раскрашен как каменный.

В результате екатериновских реформ, когда государством были изъяты церковные владения, упразднены около 500 монастырей, а часть оставшихся получила государственное содержание, Казанский монастырь не вошел в число штатных обителей. Однако статус архиерейской резиденции позволил ему существовать в качестве заштатного. 

Во второй половине 1770-х годов епископ Феодосий (Голосницкий) добился у Синода выделения средств на каменное строительство в монастыре. К весне 1781 года ему удалось возвести каменную колокольню, которую в качестве одной из достопримечательностей города упоминал в дневнике Г. Скопин, следовавший в 1787 году через Тамбов. Скопин писал: «Был у вечерни в монастыре и в доме архиерейском, во храме Казанской Богородицы, который по известности богато устроен, деревянный…, уже ветхо. Колокольня сломана старая, а ныне сделана каменная, весьма высокая, четвероугольная…»

Образ Казанского монастыря, каким он дошел до нас на дореволюционных открытках, окончательно сложился в конце XVIII века при епископе Феофиле (Раеве). Обитель тогда имела симметричный план, на главной оси которого располагались надвратная колокольня и архиерейский дом. В тот период стал действовать новый, построенный в 1796 году Казанский собор.

Казанский собор заложили в 1791 году, когда было завершено строительство каменного архиерейского дома. Сохранились письма епископа Феофила, в которых говорится о намерениях владыки выбрать подрядчика и приобрести часть кирпичного завода, построенного при Г.Р. Державине. Документы свидетельствуют, что кирпич в Тамбове после правления поэта-наместника стал дешевле дерева и что для возведения Казанского собора был использован строительный материал от разобранного тогда Успенского храма. Образцом для проекта соборной церкви послужил Успенский собор Саровской пустыни. 

С Казанским монастырем связаны важные события церковной истории. Так, 2 сентября 1793 года епископ Феофил рукоположил здесь в иеромонахи иеродиакона Саровский пустыни Серафима (Мошнина) – преподобного Серафима Саровского.

2 июля 1794 года в монастыре произошел пожар, во время которого сгорела деревянная Предтеченская церковь. В 1794 году заложили теплый каменный храм, который строился до 1820-х годов (впоследствии расширен). В те же годы началось возведение зданий духовной консистории, братского корпуса, монастырских стен. В 1848 году соборную колокольню надстроили еще одним ярусом. 

К концу XIX века в обители сложился некрополь именитых граждан, а перед входными воротами сформировался сквер. 

В 1918 году Казанский монастырь был закрыт, его строения перешли в пользование губернской ЧК. Вскоре был разорен некрополь, снесена каменная колокольня, на месте которой в 1930-х годах построили здание железнодорожной школы, разобрана часть ограды и другие постройки, вырублен плодовый сад. 

Сегодня действующий Казанский монастырь входит в группу градообразующих комплексов Тамбова. Наряду с комплексами кафедрального Спасо-Преображенского собора и Вознесенского женского монастыря, он является архитектурной доминантой города и играет роль «монастыря-училища», где размещается Тамбовская духовная семинария. 

По материалам моей книги «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках. Том. 1. Тамбов и окрестности» (Тверь, 2017). 

Фото 2015 года


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded