marina_klimkova

Category:

Об экологии на Питиримовских чтениях

24 октября приняла участие в XXII Питиримовских чтениях, в работе секции, посвященной экологическому воспитанию.    

В 2012 году Московская Патриархия разработала документ «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви». В нем говорится о необходимости экологического воспитания, а также содержится призыв, обращенный к священнослужителям и мирянам, активно участвовать в деятельности по защите природы и окружающей среды: «В диалоге с представителями общества, государства, международных организаций Русская Православная Церковь считает долгом содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения и поддерживать их труды в этом направлении» (http://www.bogoslov.ru/text/2603331.html).  

Свое сообщение для Питиримовских чтений готовила с учетом того, что слушателями будут семинаристы, поскольку работа секции проходила в Тамбовской духовной семинарии. Выбрала специальную тему: «Сады и парки как символы Рая на Земле». Однако аудитория оказалась почти полностью светской, состоящей, в основном, из учащихся колледжей, которые полностью заполнили зал. Но и они со вниманием меня выслушали, тем более что свой рассказ я сопровождала показом памятников церковного искусства  с изображением животных, птиц и растений.     

Опубликую здесь свое сообщение. Пусть хранится.      

Сады и парки как символы Рая на Земле    

Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Однако если небо, землю, всю природу и человека сотворил Бог, как учит христианское учение, то экология для верующего человека фактически должна являться богословской дисциплиной, поскольку касается изучения творения Божьего, а через это творение совершается попытка познать Самого Бога.  

Поскольку, по христианскому учению, мир, в котором мы живем, создал Бог, то в русской культуре возникло понимание того, что природа по своему характеру духовна. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал в трактате «Дух, душа, тело»: «Если так очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова возникла в них жизнь, то имеем ли права утверждать, что это возможно без проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой Святого Духа».      

Святитель Лука был наделен не только благодатной прозорливостью и научным талантом, но он был еще и художником слова. Вот как, например, он описывал природу, а вернее ее маленькую частичку – цветы, описывал с большой любовью: «Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачивается к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпают, чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной молитвой… Благоухание цветов – это фимиам Богу. Цветы – кадильницы…»      

Изображение природы встречаем в образах древнерусского церковного искусства: в гимнографии, иконах, фресках, скульптуре. Иконописцы и скульпторы изображали зверей, птиц, деревья, цветы.    

Растения, деревья, кустарники, цветы, всегда напоминали человеку об Эдеме, о райском вертограде, являясь украшением природы – подножия престола Божия. Недаром святой праведный Иоанн Кронштадтский называл цветы остатками рая на земле. 

Живыми цветами украшают разные священные предметы в интерьере храма: престол, алтарные врата, плащаницу, выносимый крест и выносную свечу.  

Живыми цветами украшают особо чтимые святые иконы и иконы праздников.  

Живыми цветами выкладывают пасхальное восклицание «Христос воскресе!», украшают архиерейское кресло и владычный орлец.    С цветами человека провожают в последний путь, цветы сажают на могилах.  

Цветами, кустарниками и деревьями благочестивые люди окружают храмы, потому что церковный двор – это священная земля.      

Преподобный Серафим Саровский наставлял: «Землю с обеих сторон… церкви непременно загородите заборчиком…, травка та святая, тут стопочки Царицы Небесной прошли!»     

Около храма все должно напоминать о рае-саде, а не о пустыне.     

Несмотря на то, что существует два метода толкования Библии – буквальное и символическое – в традиционной русской культуре закрепилось представление о рае как саде, а также о том, что первым насадил сад Бог. Основанием для этого послужили слова Библии: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на Востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи.... Из Эдема выходила река орошения рая; и потом разделилась на четыре реки… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие. Гл. 2, строки 8_10,15,15).  

Для Рая в христианстве используются не только образ сада, но и два других образа-символа: один из них – Небо, как символ чего-то предельно высокого и недосягаемого, и второй образ – города как отражения «Небесного Иерусалима», в котором править будет Бог, и где «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21: 4).  

Порой два образа – сада и города – соединялись вместе, превращаясь в образ города-сада. Именно поэтому необходимостью любого города были сады, парки, скверы. Чем больше природа входит в город, тем легче человеку жить в нем, оставаясь духовно и физически здоровым.      

В период Средневековья и в более позднее время земной город представлялся земным воплощением Небесного града Иерусалима. Не является исключением и Тамбов.   

Интересен план города Тамбова 1856 года. Он очень подробен. На него нанесены планы домов и городских усадеб.   Кварталы с частной застройкой организованы следующим образом: фасады усадебных домов выходят на улицу, а за ними располагаются хозяйственные постройки, а далее – сады и огороды. Поэтому середина кварталов представляют собой зеленое пространство. Таким образом, природа входила в город, и каждый квартал становился своего рода образом вертограда – огороженного сада-рая.  Важно, что пока такая планировка в историческом центре города сохраняется до сих пор. Но город скоро лишится своей традиционной основы.     

В современном мире торжествует потребительская психология, поэтому заповедь Бога сохранять тварный мир, природу, не исполняется даже верующими людьми. Порой с нашего молчаливого согласия парки и скверы выпиливаются и застраиваются, нарушается символическая планировка города. Дышать становится нечем от пыли и отработанных газов. Водоохранные зоны рек Цны и Студенца, которые закон предписывает оставлять свободными, тоже застраиваются, из-за чего нарушается течение подземных вод, которые, вместо того, чтобы втекать в малые речки и ручьи, направляются в подвалы многоквартирных домов. Порой мы спокойно и молчаливо проходим мимо того, что в реки Цну и Студенец спускают нефтепродукты, канализацию, химикаты.     

Давайте зададимся вопросом: как мы, каждый из нас, защищает природу или хотя бы поддерживает тех, кто это пытается делать?     


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded