Замечания
к проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа – город Тамбов
Считаем, что проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа – город Тамбов (далее ПЗЗ) требует внесения изменений для приведения его в соответствие с федеральным и региональным законодательством о культурном наследии.
1. В соответствии с федеральными законами №136-ФЗ Земельный кодекс РФ и №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 25.02.1993 г., в проекте ПЗЗ необходимо обозначить групповые охранные зоны, являющиеся землями историко-культурного значения.
Малым советом Тамбовского областного Совета народных депутатов решением №34 «Об установлении перечня участков особо ценных продуктивных земель, земель природно-заповедного фонда и историко-культурного назначения, изъятие которых не допускается» была утверждена групповая охранная зона №1, в которую вошел исторический центр г.Тамбова (территория Тамбовской крепости) с памятниками федерального и регионального значения и групповая охранная зона №2 Казанского монастыря с памятником Зое Космодемьянской.
В документе говорится: «На территории охранной зоны запрещается новая застройка и перепланировка, создание новых транспортных узлов и транспортных путей, а также прокладка воздушных линий электрических сетей. В охранной зоне сохраняются исторически ценные системы планировки, резервируются возможности восстановления ранее утраченных ее элементов и параметров, сохраняется среда и ландшафт, обеспечивается более полное выявление достоинств памятника, благоприятные условия его обзора, предусматривается защита от динамических воздействий и пожарная безопасность…»
В документе устанавливаются размеры территории исторического центра г. Тамбова: «Граница охранной зоны проходит: на севере – по улице Студенецкой и Степана Разина; на востоке – по бровке надпойменной террасы притока Ерика; на юге /по южной стене бывших укреплений острога/ ныне улице Интернациональной; на западе – по линии скверов ул. К. Маркса».
Размещение на проекте ПЗЗ зданий ТРЦ «Рио» и других новых объектов капитального строительства противоречит федеральному и региональному законодательству.
2. Временные защитные зоны, названные на Карте зон с особыми условиями использования «Зона охраны объектов культурного наследия», правильнее, видимо, назвать «Защитные зоны объектов культурного наследия», что соответствует статье 34.1 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Территория исторического центра г. Тамбова на проекте ПЗЗ состоит из 100- и 200-метровых защитных зон объектов культурного наследия (ОКН), где запрещается какое-либо капитальное строительство. Такой статус данных территорий продлится до разработки проектов зон охраны ОКН, государственной историко-культурной экспертизы проектов, которая проходит публичное обсуждение, и утверждения проектов Главой администрации Тамбовской области. Однако при наложении Карты зон с особыми условиями использования на Карту территориальных зон проекта ПЗЗ видно, что кварталы с защитными зонами, без утверждения зон охраны, преждевременно определены под многоэтажную застройку. Предлагаем убрать параметры этажности кварталов до определения их зонами охраны ОКН, как территорий регулируемой застройки, специалистами, имеющими лицензию на проведение государственной историко-культурной экспертизы.
3. Просим запросить в Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области список ОКН, поставленных на охрану в 1993 г. по согласованию с Министерством культуры РФ и лишенных статуса выявленных ОКН после 25.06.2002 г. без государственной историко-культурной экспертизы в нарушение Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Напомним, что территории выявленных ОКН (домов или усадеб) ставятся на кадастровый учет как земли историко-культурного значения до внесения их в реестр охраняемых памятников. Данные об этих объектах могут изменить градостроительные регламенты центра г. Тамбова.
4. Защитная зона моста через р. Студенец по ул. Советской уменьшена при утверждении территории памятника и не соответствует его размерам, определенным государственной историко-культурной экспертизой.
Законность строительства в водоохраной зоне р. Студенец сегодня является предметом судебных разбирательств, а проект планировки территории, утвержденный администрацией г. Тамбова в 2013 г., противоречит Водному и Земельному кодексам РФ.
В связи с этим необходимо убрать с проекта ПЗЗ объекты капитального строительства на данных земельных участках, нарушающие федеральное законодательство.
5. На основании Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (часть дополнительно включена в 24.08.2013 г. Федеральным законом от 23.07.2013 г. №245-ФЗ) предлагаем просить Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области провести работы по выявлению территории археологического надзора в г.Тамбове и предоставить их для отображения на проекте ПЗЗ.
Сохранение археологического наследия непосредственно связано с соблюдением законодательства при проведении земляных работ. Статья 3 Федерального закона №73-ФЗ, имеющая заголовок «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», определяет, что «под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы».
Для определения территории археологического надзора за основу можно взять план г. Тамбова 1913 г., фиксирующий границы города.
Приложение
1. Город Тамбов на плане 1913 г.