На прошедшем 14 июня XI съезде Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было одобрено воссоздание региональных организаций в трех регионах – Тамбовской и Томской областях и Алтайском крае. По сообщению Евгении Твардовской, побывавшей на съезде, инициатором возрождения Тамбовского отделения стала известная московская градозащитница Елена Ткач.
Действовавшее в Тамбовской области отделение ВООПИиК было образовано 5 января 1966 года с целью привлечения широких слоев населения к участию в охране памятников истории и культуры. Сегодня о том времени напоминают лишь архивные документы, поскольку после развала Советского Союза деятельность организации в регионе остановилась. В прошлом году тамбовскому отделению исполнилось 50 лет, но об этой дате даже никто не вспомнил.
Прошедший съезд Всероссийского общества охраны памятников интересен тем, что изменение охранного законодательства в стране требует активизации работы в регионах и привлечения к делу сохранения культурного наследия образованной молодежи.
В последние годы деятельность общественности Тамбова по сохранению культурного наследия, не побоюсь сказать, стала заметным явлением в масштабах России. Мне стало это понятно после Казанского съезда градозащитников 2016 года. Надеюсь, что с восстановлением Тамбовского отделения ВООПИиК появятся общественные инспекторы, ряды градозащитников пополнятся и произойдет консолидация местной общественности.
Сайт «Хранители Наследия» сообщает:
Послесловие к XI Съезду Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
«Хранители Наследия»
14 апреля в музее-заповеднике Коломенское в Москве, как мы и анонсировали, прошел XI съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. На него приехали более 50 делегатов от 45 региональных отделений Общества, это не считая приглашенных и официальных лиц, которые засвидетельствовали Обществу почтение. Федеральный орган охраны памятников в «Театральной хоромине» т.н. «Дворца Алексея Михайловича» представляли замминистра культуры РФ Олег Рыжков и директор департамента госохраны объектов культурного наследия Минкультуры РФ Владимир Цветнов.
Съезд работал один день, что, конечно, немного, но вполне достаточно, чтобы определить приоритетные направления работы ВООПИК на следующие пять лет.
Главным итогом съезда стало кадровое решение, которое Обществом не анонсировалось: Галина Маланичева передала полномочия Председателя Центрального совета ВООПИК своему заместителю Артему Демидову. Галина Ивановна, возглавлявшая организацию с 2000 года, теперь будет Почетным президентом Общества.
Диагноз, поставленный съездом состоянию дел с охраной культурного наследия в стране, оказался суров: «бедственное положение сферы охраны и сохранения историко-культурного наследия» и «кризис государственной системы охраны объектов культурного наследия, как на региональном, так и на федеральном уровне». Тем интереснее, какие меры способно предложить и принять ВООПИК в такой ситуации.
ВООПИК принял некоторые изменения в Устав, решив укреплять внутреннюю структуру как организация с фиксированным штатным членством, с реестром членов Общества. Будет восстановлена функционировавшая некогда система членских взносов. Все эти меры, как предполагается, должны повысить дисциплину и ответственность членов Общества. Наконец, собранные финансовые средства дадут возможность возродить практику соучастия ВООПИК в реставрации конкретных объектов, в проектировании, то есть помогут Обществу стать экономическим участником сохранения наследия.
Как заявила на съезде Галина Маланичева, чтобы защищать наследие – надо понять, кто мы, сколько нас и укрепить свои внутренние резервы. А внешних вызовов, безусловно, много.
С другой стороны, много и новых методов и форм как сохранения памятников, так и общественного участия в нем… На это обратил внимание делегатов Артем Демидов, который посвятил выступление именно новым возможностям, которые ВООПИК использует: это и проекты популяризации «Выход в город» в Москве и зеркальный «Открытый город» в Петербурге, и «народная реставрация», и добровольческие движения, в том числе и недавно окончательно организационно оформленное волонтерское крыло самого ВООПИК; сюда же следует отнести и международный обмен опытом: в частности с французским объединением REMPART, занимающимся реставрацией и сохранением памятников и художественного наследия.
Конечно, кризис – не кризис, но есть положительные факты в охране памятников, - подчеркнула Галина Маланичева. – Но в то же время – очень много не решенных и не решаемых проблем. В частности, это взаимодействие с органами власти. Нам есть много что предложить, но мы не видим схемы, по которой это может быть сделано. Поручение президента об образовании Общественных советов по наследию при руководителях регионов выполнено далеко не везде. Достаточно сказать, что Москва – до сих пор не имеет такого Совета, что само по себе позорный факт. А с мест, где такие Советы все же созданы, мы получаем тревожные сообщения, что к их решениям не прислушиваются. То есть президентские поручения выполняются «для галочки». Но мы не опускаем руки и будем продолжать работу. Также важным является направление субсидирования общественных организаций по наследию. Ведь они ведут огромную работу, фактически зачастую выполняя задачи госорганов по наследию. И мы понимаем эту ситуацию, так как численность этих органов зачастую минимальна и сотрудники при всем желании не имеют возможности вести эффективную работу. Но при всей сложности нынешнего положения дел, призываю не забывать, что миссия ВООПИК – консолидация, сплочение людей вокруг темы наследия».
Съезд утвердил и приветствовал воссоздание региональных организаций ВООПИК еще в трех регионах – Тамбовской и Томской областях и Алтайском крае.
Съезд избрал новый состав Центрального Совета ВООПИК (более 80 человек), в который вошли и представители Координационного совета градозащитных организаций России, в частности, главный редактор «Хранителей Наследия»...
Необходимое послесловие.
Очень непросто комментировать кадровые решения, абстрагируясь от личностей, но мы все-таки попробуем.
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры практически без дискуссий и разногласий соглашается с тем, что пост его официального лидера теперь занимает не член президентского Совета по культуре и искусству, лауреат Государственной премии, заслуженный работник культуры, человек, который может и умеет вести равноправный диалог с любым министром или губернатором – а его бывший заместитель. Что это может означать, кроме хрестоматийного «дорогу молодым»?
Во-первых, это значит, что ВООПИК сознательно отказывается от пути, по которому пошли нынешние Военно-историческое, Историческое, Географическое, Палестинское и иные общества (и, кстати, от пути, которым шло само ВООПИК в советские годы) – призвать в лидеры «тяжеловеса» из действующих или бывших политиков или госчиновников, со всеми их формальными полномочиями и неформальными связями и ресурсами. То есть акцентируется именно общественный характер организации, а не ее связи во властных коридорах.
Во-вторых, демонстрируется, что ВООПИК делает ставку на преемственность, на кадры, выпестованные внутри организации. На тех, для кого охрана памятников – биография, а не дополнительное примечание к ней.
Но здесь обнаруживается некоторая проблема с программным тезисом о ВООПИК как платформе консолидации представителей гражданского общества, желающих участвовать в сохранении культурного наследия страны.
Но сначала о личностях, вокруг которых всегда и везде и происходят, собственно, любые общественные консолидации.
Лет тридцать назад, если бы на съезде выбирали лидера на следующую пятилетку, у ВООПИК был бы выбор, условно говоря, между Дмитрием Лихачевым, Даниилом Граниным, Валентином Распутиным, Савелием Ямщиковым и еще несколькими фигурами подобного масштаба, которых знала и уважала вся страна, не говоря уж о сфере охраны памятников. Причем, что особо важно, знали и уважали их даже те, кто никогда не слыхал об охранных зонах или паспорте памятника.
Выбор ВООПИК 2017 года - между зампредами Центрального Совета Артемом Демидовым и Евгением Соседовым. (Только эти имена прозвучали при обсуждении – первую кандидатуру предложила сама Галина Маланичева, а вторую выкрикнули из зала. Но председатель подмосковного отделения ВООПИК тут же взял самоотвод, сказав, что все уже предварительно обсуждено и проговорено.)
Теперь снова от личностей абстрагируемся, не называем конкретных фамилий.
И смотрим на ВООПИК – хоть на состав делегатов июньского съезда, хоть на новый состав Центрального Совета. В этих списках много достойных людей. Но в них, к сожалению, не видно многих других достойных людей, активно и эффективно занимающихся сегодня сохранением наследия – в Совете Федерации и Государственной думе, в других общественных организациях, благотворительных фондах и волонтерских движениях, оргкомитетах национальных премий, общественных советах, научных и экспертных корпорациях, творческих союзах, бизнес-сообществе и пр.
Понятно, что причин тому может быть множество. Кто-то занят, кто-то разочарован, с кем-то отношения не сложились, с кем-то разложились и т.д. и т.п. Но организация, претендующая на миссию консолидации на своей платформе всех ревнителей национального наследия, не может не быть сама примером такой консолидации. И это важнее любых пристрастий и отношений.
Фото: Евгения Твардовская
По итогам съезда было принято Постановление «О приоритетных направлениях деятельности Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры на период 2017-2022 гг.». Его текст см. в источнике.