?

Log in

No account? Create an account

К 100-летию революции: Братья Асеевы

« previous entry | next entry »
мар. 12, 2017 | 10:43 pm

Сегодня, когда отреставрированы два уникальных особняка Асеевых в Тамбове и Рассказове, построенные в начале ХХ века по проекту известнейшего московского зодчего Л.Н. Кекушева, история жизни их владельцев начинает идеализироваться. Это и понятно, поскольку дома отбрасывают на них соответствующий отблеск. Так и хочется думать, что и прекрасная архитектура, и шикарные интерьеры, и усадебные парки являются воплощением вкуса просвещенных владельцев, а не размера их кошелька и таланта архитектора.


О том, что братья Асеевы, суконные фабриканты, возводили дома по типу загородных дворцов во время русско-японской войны и революционных событий 1905 года, сегодня не модно вспоминать. Однако историю необходимо знать, чтобы можно было  избегать ошибок, ведь, построив особняк в Тамбове, Михаил Асеев прожил в нем всего лишь 10 лет, но наверняка рассчитывал на гораздо больший срок.

Асеевская суконная фабрика в Рассказове, согласно промышленной переписи 1918 года, являлась крупнейшим предприятием России, поэтому ее рабочих можно считать передовыми силами российского пролетариата своего времени.

Из письма рабочих суконной фабрики Асеевых в Рассказове
тамбовскому губернатору Владимиру Федоровичу фон дер Лауницу от
6 марта 1905 года

«Ваше превосходительство! С каждым днем нас хозяин все больше и больше притесняет: работать заставляет по 18 часов, расценку сбавляет. При очень маленькой зарплате и при дорогих продуктах мы не в силах прокормить свои семейства. До сих пор у нас не заведено предохранения от увечий и за увечья хозяин платит сколько хочет. За болезни вычитает, страхования нет. Месячные получают от 7 до 12,5 руб. и почти каждый месяц штрафуют от 4 до 6 руб., так что при месячной получке рабочему ни копейки не приходится, кроме недочета в общественную лавку. На другой месяц в кредит из лавки не дают…

Ежемесячно хозяин получает штрафных от 150 до 400 руб. За самую незначительную провинность переводит поденных на 30 коп. или увольняет…

Дальше при таких условиях мы работать не можем, почему и прекратили работу и начнем ее только тогда, когда будут исполнены наши требования» (далее идут требования экономического характера в 19 пунктах).

Мы не знаем, что ответил рабочим губернатор Лауниц. Известно, что события в стране и Тамбовской губернии развивались трагически, и многие властьимущие продолжали жить так, как привыкли, не задумываясь о последствиях, не понимая, что они таким образом раскачивают лодку, в которой сами находятся.

16 декабря 1905 года на пороге губернаторского дома в Тамбове эсеры Максим Катин и Иван Кузнецов убили вице-губернатора Н.Е. Богдановича. По приговору суда террористы были казнены. С 23 декабря 1905 года В.Ф. Лауниц был переведен из Тамбова, получив пост градоначальника Санкт-Петербурга. Через год,  21 декабря 1906 года, он был застрелен тамбовским эсером Евгением Кудрявцевым. В советское время имена Катина и Кузнецова носила улица Студенецкая набережная в Тамбове, где на средства новых капиталов сегодня строится торгово-развлекательный центр...


Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {24}

budylai

(без темы)

from: budylai
date: мар. 12, 2017 08:02 pm (UTC)
Ссылка

По-моему, у Тамбова появился сравнительно неплохой губер. Как-то дела в гору пошли. Даже в футболе))

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: мар. 12, 2017 08:27 pm (UTC)
Ссылка

Пока и двух лет не прошло, поэтому лично мне трудно судить. Посмотрим)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

slava68

(без темы)

from: slava68
date: мар. 12, 2017 09:59 pm (UTC)
Ссылка

Куда они пошли ?

ДОРОГИ ГДЕ ???

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

slava68

(без темы)

from: slava68
date: мар. 12, 2017 09:58 pm (UTC)
Ссылка

Сейчас там разруха полная... пришли коммунисты и всё похерили.

мои фотки http://imgsrc.ru/slava_68/a961275.html

Edited at 2017-03-12 22:07 (UTC)

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: мар. 13, 2017 08:53 am (UTC)
Ссылка

Да вроде в советский период фабрика работала)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

slava68

Остатки былой роскоши

from: slava68
date: мар. 12, 2017 10:02 pm (UTC)
Ссылка

http://oleg-rybin.livejournal.com/34698.html

фотки

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

Re: Остатки былой роскоши

from: marina_klimkova
date: мар. 13, 2017 08:53 am (UTC)
Ссылка

Да, картина полной разрухи...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: lyapjen
date: мар. 13, 2017 06:53 am (UTC)
Ссылка

Добрый день! Интересный факт, подтверждающий, что общество на тот момент было еще феодально-крепостным, бесправным. Ни каких профсоюзов и коллективных договоров, ни стачек , ни забастовок, да и их в общем и сейчас нет, а если есть, то только деюро. Недавно имел возможность наблюдать процесс подготовки коллективного договора и его заключения.))) Но эволюционный процесс все же идет, как дизельный локомотив от Мичуринска до Тамбова, граждане становятся более грамотными и понимают значения своих прав и обязанностей.
Покушение на вице-губернатора, конечно же никак не связано с угнетением рабочих на фабрике, всего лишь борьба за власть. Жаль и тех и других.
ДА, архитектура фабрики впечатляет. Возможно там когда нибудь появиться промышленный кластер, но уже не принципу Маркса, а по принципу интеллектуальной кооперации, как на "Красном Октябре" и др. пром объектах, где что-то подобное происходит уже сейчас. Однако общая интеллектуальная отсталость не дает быстрого развития этого процесса.
P.S. По периметру данной рекламной листовки размещен текст - на иврите вверху, на арабском или на персидском справа. На ком языке текст внизу листовки?

Edited at 2017-03-13 08:40 (UTC)

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: мар. 13, 2017 09:21 am (UTC)
Ссылка

Не думаю, что положение пролетариата не было связано с действиями эссеров, а крупные промышленники не приближали революцию) Все в истории взаимосвязано.

И откуда у Вас информация, что на рассказовской фабрике не было забастовок? У меня другие сведения. Вот, например, что говорилось в донесении старшего фабричного инспектора о забастовке рабочих в с. Рассказово Тамбовского уезда 11 сентября 1917 года:

"…Имею честь донести отделу промышленности о нижеследующем. Забастовка на суконной фабрике Торгового дома бр. М. и В. Асеевых в с. Рассказове Тамбовского уезда продолжалась с 7 до 22… августа с.г., т.е. всего 13 рабочих дней. В ней участвовал только женский персонал фабрики: 1514 взрослых женского пола, 120 подростков… и 119 малолетних…"

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: lyapjen
date: мар. 13, 2017 12:07 pm (UTC)
Ссылка

Что такое забастовка и чем забастовка отличается забастовка от бунта? Бунты могли быть, легко причем как по вине одних (промышленников) так и других (рабочих).
Я имею ввиду забастовку с участием профсоюзных лидеров, юридически оформленную. Надо посмотреть историю предприятия, были ли установлены правила забастовок. Да и по поводу революций 2017 (февраль, октябрь) надо уточнить, где революция, а где бунт. Связь между историческими событиями есть конечно, но что считать движущей силой и движимой?

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: мар. 13, 2017 06:03 pm (UTC)
Ссылка

Честно говоря, лично для меня, не историка, нет никакой разницы в том, были забастовки начала ХХ века юридичеси оформлены или нет) В любом случае, они вели к одному - к тому, что и случилось. Разница в этом может интересовать лишь специалиста, занимающегося изучением узкой темы.

По поводу 17-го года. Историки сейчас это и пытаются выяснить.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

slava68

(без темы)

from: slava68
date: мар. 13, 2017 09:40 pm (UTC)
Ссылка

революция 2017 - хорошо !
:-))))
оговорка по Фрейду

Edited at 2017-03-13 21:40 (UTC)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: мар. 13, 2017 09:23 am (UTC)
Ссылка

"На каком языке текст внизу листовки?"

Простите, но я не специалист в языках)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: elmar1
date: окт. 16, 2017 08:47 pm (UTC)
Ссылка

Похоже на какой то европейский - можно предположить что на французском, т.к. моден был...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: окт. 16, 2017 08:48 pm (UTC)
Ссылка

Нет, это не французский)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

slava68

(без темы)

from: slava68
date: мар. 13, 2017 09:38 pm (UTC)
Ссылка

А сейчас глава профсоюзов выступает за снижение зарплаты рабочим :-))))

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

warenka_warware

(без темы)

from: warenka_warware
date: мар. 13, 2017 12:17 pm (UTC)
Ссылка

У нас все время в какие-то крайности бросаются: еще недавно капиталистов объявляли врагами народа и всего мира, а сегодня таких, как Асеев, прямо обожествляют. В Тамбове только и слышно: Асеев, Асеев, Асеев. Как будто больше не было здесь никого. Такое может происходить только от убожества мышления тех, кто заказывает и ведет эту уже всем надоевшую пиар-кампанпию.

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: мар. 13, 2017 05:05 pm (UTC)
Ссылка

Согласна, с Асеевым перебарщивают. Причем в ущерб более достойным личностям (или не менее достойным), которым Тамбов должен быть благодарен и может гордиться.

Таким способом можно и обратного эффекта добиться. Ваш комментарий - тому доказательство)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Марина Довгаль

(без темы)

from: 1oldcow
date: мар. 13, 2017 09:17 pm (UTC)
Ссылка

интересное письмо! писали, значит, надеялись, может и добивались.

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: мар. 14, 2017 06:52 pm (UTC)
Ссылка

Безусловно, добились, учитывая, что вскоре произошла революция...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

LiveJournal

К 100-летию революции: Братья Асеевы

from: livejournal
date: мар. 14, 2017 11:49 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «К 100-летию революции: Братья Асеевы » в контексте: [...] Оригинал взят у в К 100-летию революции: Братья Асеевы [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

Ветераны ТВРЗ хотят знать о проблемах Студенца

from: livejournal
date: мар. 20, 2017 06:30 am (UTC)
Ссылка

Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Ветераны ТВРЗ хотят знать о проблемах Студенца » в контексте: [...] Богдановича. Их имена еще недавно носила улица Студенецкая набережная, о чем я недавно вспоминала [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

Рассказово 100 лет назад

from: livejournal
date: окт. 18, 2017 03:24 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Рассказово 100 лет назад» в контексте: [...] Ранее приводила фрагмент документа [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

Рассказово 100 лет назад

from: livejournal
date: окт. 18, 2017 04:07 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Рассказово 100 лет назад» в контексте: [...] Ранее приводила фрагмент документа [...]

Ответить | Ветвь дискуссии