Знаю, что истцы написали на данное заявление возражения, приводя свои аргументы. Некоторые из них мне известны, но, по понятным причинам, говорить о них не буду. Прокомментирую лишь фрагменты строительно-технического исследования Державинского моста, которые мне наиболее интересны. Эти комментарии не имеют никакого отношения к завтрашнему суду, поскольку по своей бесполезности не могут использоваться в заседании и повлиять на решение.
Задолго до начала строительства развлекательного центра на Студенце, с 2012 года, мы сообщали о времени постройки расположенного на улице Советской каменного моста – 1788 год. Сообщали в письмах в государственные структуры и горожанам через СМИ. Уверяли, что необходимо провести историко-культурную и инженерно-техническую экспертизы моста, который расположен на одной из оживленных магистралей города, поэтому подвергается воздействию большой нагрузки.
Наконец депутаты-застройщики представили в суд, состоявшийся 9 января, акт экспертного строительно-технического заключения, утверждая, что мост дал трещины. Эксперт считает, что даже демонтаж коллектора может нанести ущерб объекту культурного наследия, износ части которого он определил в 50%. Однако при этом он никак не связывает появление трещины со строительством развлекательного центра в защитной зоне памятника и в водоохранной зоне Студенца.
В документе представлены фотографии. Эксперт обнаружил и зафиксировал: «Значительные разрывы кладки переходящие в продольные трещины по своду моста, расположенного в непосредственной близости к возведенному коллектору. При этом с учетом специального приборного обеспечения (прибор мониторинга развития трещин Автограф-1.2) усадка данной трещины не закончена и со временем может произойти частичное обрушение кирпичного свода конструкции моста. При этом в виду возможно проводимых работ по демонтажу коллектора неизбежно раскрытие и разрушение моста в данном месте».
Считая железобетонные лотки, по которым течет вода, частью моста, эксперт делает вывод: «Учитывая, что конструкции построенного коллектора совмещены с конструкциями моста – неизбежно негативное влияние на несущую способность как отдельных элементов, так и всей конструкции моста при работах по демонтажу устроенного коллектора и его элементов».
Таким образом, эксперт пытается доказать, что коллектор стал «опорой» для моста и именно благодаря нему мост еще стоит: тронь коллектор – начнутся обрушения.
Дальше эксперт обнаружил у моста «деревянные опорные столбы», как элементы «крепления сводов», и сделал вывод, противоречащий заключению государственной историко-культурной экспертизы памятника, что сооружение построено из кирпича и дерева. Однако если бы эксперт видел проект моста и осмотрел объект со стороны стадиона, то понял, что «опорные столбы» относятся к стене-перегородке, возведенной во второй половине ХХ века из бревен и кирпича для устройства гаража. Не имея полного представления об исторической постройке, эксперт ошибочно признал край моста в месте соприкосновения с перегородкой растущей трещиной: «Деформации основания моста и элементов крепления сводов и проложенных существующих лотков под мостом. При глубине раскрытия деформации до 50-70 см (до точки куда возможно протянуть видеоэндоскоп)».
Помимо проекта моста, эксперту полезно было познакомиться и с законом 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и с историко-культурной экспертизой мостового сооружения, чтобы иметь представление о конструкции.
Оставив в покое мост-памятник, эксперт идет дальше, и, вопреки новой редакции Водного кодекса РФ, говорит о том, что заключение реки в трубы – это благо: «…конструкции возведенного коллектора неизбежно будут препятствовать затоплению смежной территории (и в т.ч. смежных жилых многоквартирных домов) путем отвода избыточной массы воды через проложенные две нитки ПЭ-труб».
На участке Студенца, где возведен коллектор, находятся: 5-этажный жилой дом, в котором я жила и где сегодня продолжает проживать моя мама, и строящиеся центры – развлекательный на левом берегу и офисный на правом. В жилом доме подвалы никогда не затапливались, поскольку он расположен на расстоянии положенных 50 м от водного объекта. А вот о новых постройках эксперт печется не зря, так как они возводятся в водоохранной зоне, поэтому могут затапливаться в половодье.
Сегодня в 100-метровой защитной зоне моста-памятника постоянно работает тяжелая техника, увеличивая массу здания – развлекательного центра. Даже экспертиза, которая заказана застройщиком в определенных целях и имеет существенные недостатки, говорит об опасности строительства здесь и свидетельствует о необходимости внесения изменений в проект. Кроме того, повторюсь, до начала строительства нами неоднократно заявлялось, что необходима государственная историко-культурная экспертиза проекта с точки зрения сохранения объекта культурного наследия, чтобы не оказалось так, что город, приобретя еще одно место для торговли и развлечений, лишится единственного в России моста времени Г.Р. Державина.
Сегодня закон стоит на стороне памятника. Однако не совсем понятно, почему и как застройщик парализовал волю исполнительной власти, которая предпочитает бездействовать там, где у нее есть законные права и судебные определения, полученные благодаря общественности? Кто теперь ответит за появившиеся у моста трещины и уничтожение 100 м водоохранной зоны реки Студенец с историческим ландшафтом?