
Жемчужина экспозиции — серия гравюр из 23-х оттисков, представляющих 23 буквы «Фантастического алфавита» Мастера E. S. (Master ES, 1420 — 1468). Эта уникальная коллекция гравюр на бумаге XIV века — единственная в мире, она принадлежит Национальному графическому собранию в Мюнхене.

Мастер E. S. Буква «e», 1466 год, гравюра на меди

Мастер E. S. Буква «f», 1466 год, гравюра на меди, 140×107 mm
© Staatliche Graphische Sammlung München

Мастер E. S. Буква «d», 1466 год, гравюрана меди
Сохранилось более 300 резцовых гравюр Мастера Е. S. и еще 200 могут быть восстановлены на основе копий. Стилистика его работ опирается на искусство поздней готики. Исследователи говорят о влиянии художника Конрада Вица и скульпторов Николауса Герхарта и Мастера Страстей Карлсруэ на творчество немецкого графика.

Мастер E. S. Буква «q», гравюра на меди, 1466 год
В свою очередь, насыщенные, искусные композиции Мастера Е. S. дали мощнейший импульс для развития скульптуры по обе стороны Альп. Художник также совершил революцию в технике гравюры на меди. Благодаря особенной параллельной штриховке он научился моделировать тени и пластику, а также мог создать изумительный «бархатистый» эффект в печатном оттиске.
«Фантастический алфавит» включает 23 строчных буквы готического алфавита и представляет абсолютно удивительное явление для своего времени. Художник работал над ним в 1466—1467 годах, взяв за основу богемский алфавит 1400 года. Некоторые буквы он точно скопировал, другие полностью переделал в своем стиле […].

Мастер E. S. Буква "h", 1466 год, гравюра на меди
Придумывая сложные композиции, художник с цирковой легкостью выстраивает «акробатические номера», соединяя фигуры людей, животных и мифологических существ в невообразимые позы. Их движения создают изящный силуэт для начертания рисунка буквы. Так рождается каждая причудливая буква замысловатого алфавита.

Мастер E. S. Буква "r", 1466 год, гравюра на меди
Можем только догадываться о целевой аудитории, на которую работал художник. Антиклирикальные темы, к которым обращался мастер, не могли распространяться свободно. Вероятно, мастер работал для интеллектуальной аудитории. К тому же, среди достоинств его работ в первую очередь отмечаем их эстетическую привлекательность, которую мог оценить лишь тонкий ценитель.

Мастер E. S. "Буква "x", 1466 год, гравюра на меди, 152 x 105 mm
© Staatliche Graphische Sammlung München

Мастер E. S. Буква "c", 1466 год, гравюра на меди

Мастер E. S. Буква "o", 1466 год, гравюра на меди, 140 x 100 mm
© Staatliche Graphische Sammlung München

Мастер E. S. «Мадонна Розария, стоящая на полумесяце», вторая половина XV века, гравюра
Были у немецкого художника и «светские интересы» в творчестве — сохранились многочисленные листы с куртуазными сценами легкого эротического характера. Намеки на любовные утехи часто завуалированы, но вполне понятны для его современников.
Эротическая серия мастера носит название «Маленькие сады любви». Известно, что одна из этих работ находилась в коллекции врача, историка и гуманиста Хартманна Шеделя (1440−1514) из Нюрнберга. Эти сведения подтверждают мысль о том, что коллекционерами и покупателями таких листов была просвещенная, образованная публика. А тема «сада» в Средневековом искусстве была чрезвычайно популярна и ассоциировалась с радостями и утехами, — вспомним Босха и его «Сад земных наслаждений».
Автор: Ирина Олих
Подробнее см. в источнике: АРТХИВ
В новости использован пресс-релиз выставки, завершающейся 6 ноября 2016 г., Музея Пинакотеки Современности в Мюнхене.