marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

«Фантастический алфавит»: шедевры поздней готики на выставке в Мюнхене

Мюнхенская Пинакотека порадовала публику выставкой уникальной коллекции гравюр XV века, представив «Фантастический алфавит Мастера E. S.». Не упускаем возможности познакомиться с творчеством выдающегося немецкого графика, совершив фантастическое путешествие в мир метаморфоз позднего Средневековья — с рыцарскими турнирами, прекрасными дамами, грешными монахами, пронырами — глупцами, драконами, саламандрами и химерами.





Жемчужина экспозиции — серия гравюр из 23-х оттисков, представляющих 23 буквы «Фантастического алфавита» Мастера E. S. (Master ES, 1420 — 1468). Эта уникальная коллекция гравюр на бумаге XIV века — единственная в мире, она принадлежит Национальному графическому собранию в Мюнхене.


Мастер E. S. Буква «e», 1466 год, гравюра на меди
О Мастере E. S. — создатель «Фантастического алфавита» — практически ничего не известно. Это обстоятельство не мешает специалистам называть его наиболее значительным гравером поздней готики.


Мастер E. S. Буква «f», 1466 год, гравюра на меди, 140×107 mm
© Staatliche Graphische Sammlung München
На некоторых оттисках в подписи сохранились буквы «Е. S.», поэтому за художником закрепилось имя «Мастер Е. S.». Стилистические особенности работ немецкого графика позволяют предположить, что он активно работал в середине XV века на землях Верхнего Рейна и на севере Швейцарии. Исследователи полагают, что вскоре после окончания работы над алфавитом художник умер. Творческая жизнь мастера определяется годами его активности — 1450−1467 гг.

Мастер  Е. С.. Буква "d"
Мастер E. S. Буква «d», 1466 год, гравюрана меди

Сохранилось более 300 резцовых гравюр Мастера Е. S. и еще 200 могут быть восстановлены на основе копий. Стилистика его работ опирается на искусство поздней готики. Исследователи говорят о влиянии художника Конрада Вица и скульпторов Николауса Герхарта и Мастера Страстей Карлсруэ на творчество немецкого графика.

Мастер  Е. С.. Буква "q"
Мастер E. S. Буква «q», гравюра на меди, 1466 год

В свою очередь, насыщенные, искусные композиции Мастера Е. S. дали мощнейший импульс для развития скульптуры по обе стороны Альп. Художник также совершил революцию в технике гравюры на меди. Благодаря особенной параллельной штриховке он научился моделировать тени и пластику, а также мог создать изумительный «бархатистый» эффект в печатном оттиске.

«Фантастический алфавит» включает 23 строчных буквы готического алфавита и представляет абсолютно удивительное явление для своего времени. Художник работал над ним в 1466—1467 годах, взяв за основу богемский алфавит 1400 года. Некоторые буквы он точно скопировал, другие полностью переделал в своем стиле […].

Мастер  Е. С.. Буква "h"
Мастер E. S. Буква "h", 1466 год, гравюра на меди


Придумывая сложные композиции, художник с цирковой легкостью выстраивает «акробатические номера», соединяя фигуры людей, животных и мифологических существ в невообразимые позы. Их движения создают изящный силуэт для начертания рисунка буквы. Так рождается каждая причудливая буква замысловатого алфавита.

Мастер  Е. С.. Буква "r"
Мастер E. S. Буква "r", 1466 год, гравюра на меди
На первый взгляд «Фантастический алфавит» выглядит как шалость, занимательное чудачество художника. На самом же деле, он ни в коей мере не создан был для развлечения. На языке Средневековья автор рассказывает об извечной борьбе между добром и злом. Эти символы легко читали современники художника.

Можем только догадываться о целевой аудитории, на которую работал художник. Антиклирикальные темы, к которым обращался мастер, не могли распространяться свободно. Вероятно, мастер работал для интеллектуальной аудитории. К тому же, среди достоинств его работ в первую очередь отмечаем их эстетическую привлекательность, которую мог оценить лишь тонкий ценитель.


Мастер E. S. "Буква "x", 1466 год, гравюра на меди, 152 x 105 mm
© Staatliche Graphische Sammlung München



Мастер  Е. С.. Буква "c"
Мастер E. S. Буква "c", 1466 год, гравюра на меди
Тематическое разнообразие творчества немецкого графика экстраординарно для своего времени.


Мастер E. S. Буква "o", 1466 год, гравюра на меди, 140 x 100 mm
© Staatliche Graphische Sammlung München

Мастер создавал религиозные работы, — сцены из Ветхого и Нового Заветов, Страсти Христовы, жизнь Девы Марии и апостолов, рассказывал в своих работах целые легенды о святых.

Мастер  Е. С.. Мадонна Розария, стоящая на полумесяце
Мастер E. S. «Мадонна Розария, стоящая на полумесяце», вторая половина XV века, гравюра

Были у немецкого художника и «светские интересы» в творчестве — сохранились многочисленные листы с куртуазными сценами легкого эротического характера. Намеки на любовные утехи часто завуалированы, но вполне понятны для его современников.
Эротическая серия мастера носит название «Маленькие сады любви». Известно, что одна из этих работ находилась в коллекции врача, историка и гуманиста Хартманна Шеделя (1440−1514) из Нюрнберга. Эти сведения подтверждают мысль о том, что коллекционерами и покупателями таких листов была просвещенная, образованная публика. А тема «сада» в Средневековом искусстве была чрезвычайно популярна и ассоциировалась с радостями и утехами, — вспомним Босха и его «Сад земных наслаждений».

Автор: Ирина Олих

Подробнее см. в источнике: АРТХИВ

Мастер  Е. С.. Маленький Сад Любви
Маленький Сад Любви
Мастер Е. С.
XV век
В новости использован пресс-релиз выставки, завершающейся 6 ноября 2016 г., Музея Пинакотеки Современности в Мюнхене.


Tags: алфавит, графика, музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments