Оригинал взят у oldcolor в Прокудин-Горский в 1918 году: новые архивные находки
Хотя летний сезон отмечен традиционным затишьем, он порадовал нас крупным научным событием: вышла долгожданная статья петербургского исследователя Надежды Станулевич "С.М. Прокудин-Горский и Высший Институт Фотографии и Фототехники". Эта публикация содержит уникальные сведения, полученные благодаря недавним архивным открытиям её автора. Они проливают новый свет на судьбу имущества Прокудина-Горского, включая его бесценный фотоархив.
Лично меня больше всего поразил факт, что летом 1918 года прокудинская коллекция всё ещё считалась собственностью АО "Биохром"/"Биофильм". Я был уверен, что эта фирма "испарилась" к концу 1917 года и автор снимков явочным порядком вернул на них все свои права. К сожалению, в найденных документах нет информации о предлагавшемся выкупе коллекции советским государством, зато есть довольно подробные сведения о переговорах по приобретению у Прокудина-Горского его фабрики по производству диапозитивов. Ранее считалось, что фотограф передал безвозмездно всё своё оборудование Высшему Институту Фотографии и Фототехники, однако теперь выясняется, что на самом деле за него была запрошена весьма высокая цена и, как минимум, часть суммы была получена действовавшим по доверенности младшим сыном С.М. Прокудина-Горского Михаилом. Одновременно Мастер продал Институту и свою личную библиотеку, что довольно ясно свидетельствует о его планах осенью 1918 года. Очевидно, Сергей Михайлович уже тогда понял, что большевики это "всерьёз и надолго" и, увы, не питал надежд на скорое возвращение.
Хотя в этот раз нам опять не удалось приподнять завесу над тайной судьбы прокудинской коллекции, такие интереснейшие архивные находки дают надежду, что рано или поздно это произойдёт. Архивы помнят всё.
Хотя летний сезон отмечен традиционным затишьем, он порадовал нас крупным научным событием: вышла долгожданная статья петербургского исследователя Надежды Станулевич "С.М. Прокудин-Горский и Высший Институт Фотографии и Фототехники". Эта публикация содержит уникальные сведения, полученные благодаря недавним архивным открытиям её автора. Они проливают новый свет на судьбу имущества Прокудина-Горского, включая его бесценный фотоархив.
Лично меня больше всего поразил факт, что летом 1918 года прокудинская коллекция всё ещё считалась собственностью АО "Биохром"/"Биофильм". Я был уверен, что эта фирма "испарилась" к концу 1917 года и автор снимков явочным порядком вернул на них все свои права. К сожалению, в найденных документах нет информации о предлагавшемся выкупе коллекции советским государством, зато есть довольно подробные сведения о переговорах по приобретению у Прокудина-Горского его фабрики по производству диапозитивов. Ранее считалось, что фотограф передал безвозмездно всё своё оборудование Высшему Институту Фотографии и Фототехники, однако теперь выясняется, что на самом деле за него была запрошена весьма высокая цена и, как минимум, часть суммы была получена действовавшим по доверенности младшим сыном С.М. Прокудина-Горского Михаилом. Одновременно Мастер продал Институту и свою личную библиотеку, что довольно ясно свидетельствует о его планах осенью 1918 года. Очевидно, Сергей Михайлович уже тогда понял, что большевики это "всерьёз и надолго" и, увы, не питал надежд на скорое возвращение.
Хотя в этот раз нам опять не удалось приподнять завесу над тайной судьбы прокудинской коллекции, такие интереснейшие архивные находки дают надежду, что рано или поздно это произойдёт. Архивы помнят всё.