Может быть, вместо революционного сноса исторических зданий для безликого строительства, пойти по пути эволюционному, с учетом современного законодательства – с историко-культурными экспертизами и разработкой зон охраны памятников?
В разговоре с Д.В. Алехиным мы, между прочим, упомянули, что к нам обратились жители дома городской усадьбы Андрея Николаевича Чичерина (№ 78 на улице Советской; расположена наискосок от Дома-музея Г.В. Чичерина). Надо сказать, странная развивается история!
Одно из зданий этой усадьбы, деревянное, выходящее фасадом на улицу Советскую, поставлено на государственную охрану как памятник регионального значения. Остальные постройки, каменные, ныне признаны аварийным жильем и собираются сносить. Естественно, что не все жильцы согласны с таким решением, потому что считают, что их дом очень крепкий, и пытаются это доказать: заказывают техническую экспертизу, пишут письма в разные инстанции, ходят на прием к представителям власти. Жильцы нам рассказали, что заместитель главы администрации Тамбовской области Игорь Кулаков, у которого они были на приеме, дал им телефон общественников, которые, якобы, могут им помочь. Вот уж странно, так странно! Оказывается, все подобные вопросы теперь должна решать не городская и областная власть, а общественность?!
После встречи в городской администрации мы беседовали с жильцами дома усадьбы А.Н. Чичерина, осмотрели усадебную планировку и здания. Люди удивляются: почему деревянный дом признан памятником, а их каменный дом нет? Почему хотят уничтожить чичеринскую усадьбу, в которой сохранилось все подлинное и которая стоит рядом с Домом-музеем Г.В. Чичерина? Почему в городе хотят ставить памятник Б.Н. Чичерину, а усадьбу его брата – городского головы – хотят снести? А еще странно то, что их расселяет муниципалитет, и участок был выставлен на торги, но инвестора на него не нашлось. «Может быть, это какая-то очередная коррупционная афера?» – задаются люди вопросом. Может быть, сейчас используют бюджетные деньги для предоставления жилья, а после сразу появится застройщик, который уже «положил глаз» на эту землю?
По стечению обстоятельств в последние месяцы мы часто разговариваем по телефону с Наталией Дмитриевной Чичериной – одной из последних носителей фамилии рода, проживающей в Петербурге. Ее волнует проблема изготовления и установки в Тамбове памятника-скамейки Б.Н. Чичерину, поэтому она звонила мне, чтобы узнать, как связаться со скульптором, а потом рассказывала о результатах переговоров с разными лицами. Однако памятник – это отдельная тема, которую сейчас не буду развивать.
При очередном телефонном разговоре с Наталией Дмитриевной я рассказала ей об обращении к нам жильцов дома № 78. Она тоже, как и мы, была удивлена развитием событий и сказала, что обязательно напишет заявление в госорган охраны памятников с предложением поставить усадьбу ее предков на учет. Неужели ни у кого, кто ответственен за это дело, кто хранит память о Чичериных, кому дорога эта фамилия, не возникает беспокойства по поводу предстоящего сноса городской усадьбы?
Сегодня мне опять позвонили жильцы дома № 78. Они сообщают, что до сентября этого года большинство из них из усадьбы уедут. Перед переездом, как они говорят, сломают все и, что можно, заберут с собой.
Неужели никто не в состоянии остановить это варварство?