marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

"Исторический объект в структуре исторической застройки"

Ранее начала публиковать статьи из сборника материалов научной конференции 2015 года, посвященной архитектуре и градостроительству города Тамбова, сохранению  культурного наследия. Продолжаю это делать. Сегодня помещаю небольшую статью Галины Леонидовны Леденёвой, кандидата архитектуры, доцента, заведующей кафедрой «Архитектура и строительство зданий» Института архитектуры, строительства и транспорта Тамбовского государственного технического университета (г. Тамбов).

Архитектура и градостроительство города Тамбова. 2015

Исторический объект

в структуре исторической застройки

Леденёва Г.Л.,ТГТУ (г. Тамбов)

Одной из актуальных тем архитектурной практики остается сохранение наследия, включение его в современную жизнь. Относительно отдельных памятников с утвержденным статусом подходы в целом определены. Во многих регионах работают программы их реабилитации, реставрации. Процесс возвращения наследия  в отдельных регионах приобретает государственные масштабы.  В Томске, к примеру, разработана, курируется действующей администрацией и активно  воплощается программа возвращения  самого хрупкого исторического материала – уникальной деревянной застройки.


Гораздо сложнее и неопределеннее представляется судьба объектов с неподтвержденным статусом, формирующих уникальность городской  среды. Зачастую это ветхие здания или даже отдельные  фрагменты, находящиеся  в состоянии значительного или полного морального и физического износа. Утрата  не только целого объекта, но и  отдельного исторического фрагмента может оказаться невосполнимой для городской среды в целом.

Изучение опыта сохранения наследия в процессе средового проектирования особенно актуально для многих российских провинциальных городов, стоящих на пороге очередного строительного бума, жертвой которого может стать их архитектурная летопись.

В отечественной практике  средового проектирования имеют место, в основном, два подхода. Первый подход – подражание с развитием темы исторической доминанты, сохранением ее стилистических и композиционных свойств. Второй – работа на контрасте с созданием фона, отличающегося своими  композиционными и  конструктивными характеристиками, используемыми материалами. Оба способа не новы. Их реализацию можно увидеть и в средневековом городе, и современной  урбанизированной среде.

В этой связи характерен пример  реконструкции зодчим ренессанса Дж. Вазари моста Веккио в центре Флоренции. Галерея, объединившая два палаццо (Уффици и Питти), стала связующим звеном, «цементирующим» структуру отдельных исторически сложившихся торговых лавок в единый культурный слой. Здесь же, во Флоренции, можно увидеть еще один актуальный, но менее распространенный прием, заслуживающий внимания современного зодчего, работающего в исторической среде, в котором исторические фрагменты становятся частью орнамента, украшения нового, возводимого на их основе объема с образованием так называемой гибридной формы, где каждый из слоев соотносится с определенным периодом времени.

Образцы подобного использования  наследия в форме отдельных цитат из прошлого,  интегрированных в новые структуры,  можно встретить во многих европейских городах. Такие фасады интересны тем, что прочитываются, как историческая книга.

В практике последних лет, в связи с развитием новых строительных технологий использования стекла и композитных материалов, появился прием «консервации» ценных фрагментов в своеобразных стеклянных стеллажах, подобно ценным музейным экспонатам или гербариям, которые, в свою очередь, также включаются в современные  средовые образования в виде своеобразных цитат. Так, в центре Берлина на Потсдамплац в застекленных витринах культурного центра, выполненного в стиле «хай-тек», можно рассмотреть фрагменты барочного особняка, ставшего украшением современного фасада.

Вдохновленные опытом иностранных коллег, наши архитекторы также обращаются к актуальным приемам. В практике зодчих Тамбова, к примеру, компромисс между желанием и невозможностью сохранить фрагмент деревянного жилого дома с уникальной прорезной резьбой (особняк Аносова) был найден включением отреставрированного исторического фасада в структуру витрины торгового дома. Хотя эта попытка выглядит не очень убедительно, все же заслуживает внимания, как одна из возможностей сохранения фрагментов наследия городской среды.

Можно спорить о том, насколько удачны подобные опыты, но очевидно одно, что в сегодняшней практике палитра приемов использования наследия должна расширяться. Если архитекторы не найдут способов включить исторические фрагменты в новые структуры, большая часть культурного  слоя будет утрачена.

Необходимо отметить, что такие приемы, как консервация фрагментов с приданием им качеств  фактуры нового слоя, «гербаризация» ценных деталей, вполне совместимы с философией   действующих творческих методов архитектурной практики, в которых  все большую популярность получает метод коллажа, создающий потенциал для непрерывного развития и обновления среды.

Проблема построения диалога объекта и времени интересна сама по себе и актуальна не только для реконструируемых пространств, но и для вновь возводимых  объектов.  Новое строительство   в исторической среде  должно осуществляться деликатно, с учетом сохранения сложившегося образа города, выявление которого требует научного подхода с разработкой программ развития. В решении этих задач есть положительный работы наших коллег в Нижнем Новгороде, Вологде, Самаре, Рязани.


Сборник материалов конференции
К читателям
Современное состояние архитектурно-градостроительного наследия города Тамбова и пути его сохранения
Тамбов: зоны охраны – достопримечательные места – историческое поселение



Tags: Тамбов, архитектура и градостроительство, книги, конференция, охрана памятников
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment