marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

1782 год. Мосты в Тамбове и его окрестностях

В 1782 году почти все мостовые сооружения и паромы в городе Тамбове содержали и ремонтировали на свои личные средства горожане. Сегодня же, если ты живешь или работаешь на берегу реки, то тебя не то что содержать мосты, а даже мусор за собой убрать никто не может принудить.


В.А. Усачев. Тамбов: Ценский мост и дорога на Рассказово. Фрагмент гравюры 1799 года





Название «Кривой мост» вызывает ассоциации с наличием у него какого-то конструктивного дефекта. Однако попытка найти кривизну в сохранившемся сегодня через Цну мосте на Рассказовском шоссе ни к чему не приводит (см. здесь и здесь).

2
Кривой мост на Рассказовском шоссе. Фото 2012 года

Согласно архивным документам, и в XVIII веке мост, стоявший там же, тоже назывался Кривым. Цна в том месте имеет  кривизну – поворачивает вправо. Таким образом, мост стоял и стоит на речной излучине.

В описи Тамбова 1782 года говорится, что в городе и его окрестностях было 11 деревянных мостов (первый каменный мост, Державинский через Студенец, начали строить через четыре года, в 1786-м). В документе указаны местоположение сооружений и размеры. Любопытно, что от Ценского моста до Кривого было еще три небольших – размером от 20-ти до 30-ти метров. Почти все мосты и паромы содержались и ремонтировались на свои личные средства горожанами – однодворцами и купцами.

В описи говорится:

«Да состоит по городу и на выгоне мостов:
на речке Студенце:
1) в городе Тамбове близ рынка на большой Астраханской дороге, в длину на 43 (сажени);
по лежащей из города в Полковую слободу дороге, на плотине, 55 саж.;
через реку Цну под городом, называемый Ценский, 38 саж.;
от оной реки Цны на протекающих протоках:
первый 14 саж.;
второй 10 саж.;
третий 12 саж.;
четвертый, называемый Кривой, 34 саж.;
пятый на Подборном, 16 саж.;
от ценского первого до четвертого моста между ними низменное место, где всегда бывает водяная мочежина, насыпанное землею и на оных деревянных мостах, 143 саж.;
через речку Ржавец по Астраханской дороге, 15 саж.;
по Воронежской дороге, 7 саж.;
в Полковой слободе чрез речку Чумарсу, на плотине, 22 саж.;
да в слободе Бобылях, на берегу, для перевоза во время полой воды проезжающих паромов на лодках, пять.
И оные все мосты, кроме Подборного, и одного парома, содержатся починкою и вновь постройкою города Тамбова однодворцами, а Подборной мост и пятый паром – купцами на своем коште.
Подлинную ведомость подписал «Комендант полковник Булдаков».




Tags: Тамбов, мосты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments