marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Азовский поход 1696 года: «23 апреля суда с войском двинулись…»

320 лет назад, 3 мая 1696 года (23 апреля по старому стилю), начался второй Азовский поход русской армии с участием царя Петра I, завершившийся взятием турецкой крепости. Это было знаменательное событие в вековой борьбе с Крымским ханством, результатом которой стало присоединение Крыма к России. В Тамбове памятниками русско-турецких войн являются Спасо-Преображенский собор, заложенный святителем Питиримом (1695), и мост через речку Студенец, возведенный при Г.Р. Державине (1786).

Сегодня около Державинского моста появляется «памятник» нашего времени – торгово-развлекательный центр, во всех отношениях далекий от идеалов русской культуры и российского законодательства. Антипатриотичное событие с «взятием» Студенца становится особенно показательным на фоне отмечаемой в этом году даты – 380-летия основания города-крепости Тамбов.



С гравюры А. Шхонебека. Взятие Азова 18 июля 1696 года.
Корабль «Апостол Петр» и галеры Азовского флота


Как известно, в первой азовской кампании 1695 года русские войска большого успеха не добились. Одной из главных причин неудачи было отсутствие флота.

В декабре 1695 года Пётр I уехал строить флот в Воронеж, откуда его деятельность распространилась на все окружающие земли, в том числе территории будущей Тамбовской губернии. Во всех этих трудах Церковь принимала самое непосредственное участие, поэтому строительство каменного Спасо-Преображенского собора в Тамбове было остановлено (оно возобновилось только через 100 лет при Г.Р. Державине).

Вся видимая работа проходила на реках, текущих к Дону: в притоках Воронежа строились струги, лодки и плоты; заготавливалось всё необходимое для флота; углублялись русла рек для прохода судов к Азову. Белгородская засечная черта поспешно укреплялась.

Галеры по голландскому образцу строились под Москвой в Преображенском, а затем в разобранном виде их доставляли в Воронеж, где собирали и спускали на воду. Уже в начале весны были готовы 2 корабля, 23 галеры, 2 галеаса и 4 брандера.



Вся армия для второго Азовского похода увеличилась вдвое. В неё также вошли украинские и донские казаки, а так же калмыцкая конница. Руководить флотом был поставлен Лефорт, а сухопутными войсками боярин Шеин. Петр так же надеялся о присылке к осаде Азова австрийских инженеров и минеров.

В марте 1696 года сухопутные войска сосредоточились в двух пунктах – Тамбове и Валуйках. «23 апреля суда с войском двинулись…» 3 мая из реки Воронежа флот вошёл в Дон, откуда пошёл к Азовскому морю. Отряд генерала Ригемана тронулся из Тамбова «сухим» путём.

9-го мая с флотом и с 4-тысячным отрядом Петр I прибыл в Черкасск, а 16 мая основные русские войска уже осадили крепость Азов.



О подготовке ко второму Азовскому походу после провала кампании 1695 года С.М. Соловьев писал в «Истории России с древнейших времен»: «Но тут-то благодаря этой неудаче и произошло явление великого человека: Петр не упал духом, но вдруг вырос от беды и обнаружил изумительную деятельность, чтоб загладить неудачу, упрочить успех второго похода. С неудачи азовской начинается царствование Петра Великого.

На молодого царя роптали за то, что он сблизился с иностранцами; многим после неудачи азовской должны были приходить на память слова покойного патриарха Иоакима, что не может быть успеха, божьего благословения, если русскими полками будут предводительствовать иностранцы-еретики. Что же царь? Тотчас по возвращении из похода хлопочет, чтоб прислано было ему еще больше иностранцев, посылает в Австрию и Пруссию за инженерами и подкопными мастерами. До сих пор царь строил кораблики с иностранными мастерами для своей потехи; теперь вызывает еще из-за границы новых мастеров, вызывает из Архангельска иностранных корабельных плотников, хочет строить суда, которые должны плыть к Азову и запереть его от турецких судов, чтоб они не могли доставить осажденным помощи. Корабли должны быть готовы к весне будущего 1696 года; возможно ли это! Мы знаем, как медленно строился корабль при царе Алексее Михайловиче, но сын царя Алексея сам корабельный плотник, при нем дело пойдет иначе.

Галера, которую строили в Голландии, предназначая ее для Волги и Каспийского моря, привезена была в Москву, в Преображенское, на лесопильную мельницу; здесь по ее образцу начали строить суда, и к концу февраля 1696 года срублены были из сырого, мерзлого леса части 22 галер и 4 брандеров; работали преображенские и семеновские солдаты, работали плотники, взятые из разных мест, как обыкновенно в старину сгоняли рабочих в Москву к государеву делу, работали иностранцы. В лесных местах, ближайших к Дону, в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске, 26000 работников должны были к весне срубить 1300 стругов, 300 лодок, 100 плотов. Адмиралом зачинавшегося флота был назначен Лефорт. Шкипер и бомбардир Петр Алексеев носил теперь звание капитана. 27 ноября был сказан поход и сухопутному войску, главным начальником которого был назначен боярин Алексей Семенович Шеин.

Среди этой небывалой деятельности, поднятой вторым царем, умер первый, Иван Алексеевич, умер незаметно, как жил, 29 января 1696 года. Первым делом единовластителя Петра было ехать в Воронеж, несмотря на больную ногу: надобно было к вскрытию рек перевести галеры в Воронеж, собрать их и пустить на воду. Шкипер, бомбардир и капитан должен был сам быть на месте, чтоб дело шло быстро и порядочно. А препятствий много к быстроте и порядку. У главного заводчика дела больная нога, препятствующая скорому переезду из Москвы в Воронеж. Адмирал Лефорт болен, остался в Москве, не может ехать в Воронеж. Тысячи работников не являются к работе, на указные места, тысячи бегут с работы: солдаты, отправленные в Воронеж для флота, так дуруют дорогою, что Лефорт должен писать об этом из Москвы в Воронеж…»

«Новая, страшная беда – леса горят именно там, где рубят струги, и «струговому делу чинится великое порушение и морскому воинскому походу остановка». Капитаны в Воронеже жалуются и кричат, что в кузнице уголья нет: «За тем дело наше стало!» Погода также чинит порушение и остановку. Капитан Питер пишет к Стрешневу в Москву от 23 марта: «Здесь, слава богу, все здорово, а суды делаются без мешкоты, только после великого дождя был великий мороз так крепкий, что вновь реки стали, за которым морозом дней с пять не работали». В другом письме, от 7 апреля, к Виниусу пишет: «Здесь, слава богу, все здорово, только сегодня поутру ост-винт великую стужу, снег и бурю принес».

Несмотря на все порушения, все было, слава богу, здорово, и дело шло с поспешением, потому что «мы, – писал Петр Стрешневу, – по приказу божию к прадеду нашему Адаму, в поте лица своего едим хлеб свой». Этот хлеб ел он в маленьком домике, состоявшем из двух горниц с сенями и крыльцом, бани и поварни.

Флот был построен: 2 корабля, 23 галеры и 4 брандера. С первых чисел апреля начали спускать суда на воду; в этом занятии прошла Святая неделя… Между тем еще в марте пришли один за другим в Воронеж и полки, которые должны были садиться здесь на струга. 23 апреля суда с войском двинулись, 3 мая поплыл и «морской караван», как тогда называли флот; впереди, начальствуя осьмью галерами, плыл капитан Петр Алексеев, на галере Principium, которую сам строил».

Первым флотом в истории Руси, который участвовал в боевых действиях, стал Азовский флот Петра I, созданный при помощи европейцев. Сегодня в том же южном направлении, в Сирии, проходит первая операция воздушного флота военно-космических сил России. События, как и 320 лет назад, разворачиваются на фоне крымского вопроса, лишь союзники меняются: гетман левобережной Украины Иван Мазепа тогда был на стороне Петра I, на стороне России.


Здесь и далее фото воздушного флота
взяты из доступных источников "российская авиация в Сирии"




























Tags: Державинский мост, Крым, Тамбов, даты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments