Фото 5 февраля 2015 года.
Состояние дел на стрительной площадке в момент принятия судебного решения
о приостановлении работ в зонах охраны памятника
Начальнику управления
по государственной охране
объектов культурного наследия
Тамбовской области В.И. Копылову
ЗАВЛЕНИЕ.
16 марта 2016 г. на заседании круглого стола, организованного ОНФ, Н.М. Толмачева высказала позицию госоргана охраны памятников о строительстве ТРЦ на реке Студенец около Державинского моста – там, где должны быть зоны охраны памятника:
«…если даже будет разработана территория, вернее охранная зона для памятника «Мост», то вы понимаете, что торговый центр уже будет показан на этой охранной зоне и его нельзя будет снести просто потому, что такая норма установлена Правительством Российской Федерации. Я просто так объясняю данную ситуацию, посмотрите внимательно постановление Правительства. Там указано, что если этот объект, был выделен земельный участок на строительство раньше и это строительство законное, то опротестовать ни один суд не может» (записано на камеру).
В п. 20 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. № 972 «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», говорится:
«Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия».
Однако в нашем случае порядок выдачи разрешений на строительство ТРЦ был нарушен. Заявление о том, что мост имеет признаки объекта культурного наследия, был получен госорганом охраны памятников (управление культуры и архивного дела Тамбовской области) 16 февраля 2012 г., т.е. до того, как застройщик получил разрешение на строительство. Судебное решение от 5 февраля 2015 г. подтвердило отсутствие установленного законного порядка в действии госоргана охраны памятников, органов исполнительной власти г. Тамбова и застройщика, требуя остановить работы до внесения изменений в проект и установки зон охраны моста:
«Обязать ООО «Бизнес-Патнер» и ООО «Тамбовбизнесстрой» прекратить строительные или иные работы в охранной зоне выявленного объекта культурного наследия моста на реке Студенец на пересечении улиц Советская и Студенецкая набережная г. Тамбова».
Областной суд подтвердил законность принятого районным судом решения. В апелляционном определении от 13 июля 2015 г. говорится:
«Как следует из материалов дела мост через р. Студенец является выявленным объектом культурного наследия регионального значения. В отношении данного объекта уполномоченным органом должно быть принято решение о включении его в реестр объектов культурного значения либо об отказе (ст. 18 Закона 73-ФЗ).
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.
Согласно ст. 34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Поскольку в настоящее время не решен вопрос о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр объектов культурного значения и не установлена охранная зона такого объекта, судом первой инстанции обоснованно с целью предотвращения возникновения негативных последствий принято решение о приостановлении работ на сопряженном земельном участке».
22 марта 2016 года Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о «защитных зонах» памятников, при помощи которого вносятся дополнения в Федеральный закон об объектах культурного наследия. Теперь для памятников, для которых не разработаны и не утверждены зоны охраны, будут автоматически даны временные защитные зоны, где запрещено новое строительство и реконструкция. Границы защитных зон: в населенных пунктах – 100 м от границы памятника и 150 м от границы ансамбля, вне населенных пунктов – 150 м и 250 м.
Мнение сотрудника госоргана охраны памятников Н.М. Толмачевой на круглом столе ОНФ 16 марта 2016 года противоречит вышеуказанному законопроекту:
«Охранные зоны не устанавливают четкую границу, сколько это будет, 50 метров, 20 метров – это рассматривается для каждого объекта. …Во многом это рассматривается, например, от высоты зданий. Почему я сказала кафедральный собор, Марина Александровна, чтобы вы тоже знали, кафедральный собор, как наиболее ценный объект, он у нас закроет всю центральную часть города, а мост он в лучшем случае закроет 15–20 метров. Поэтому разрабатывая охранные зоны для кафедрального собора, мы закрываем всю часть Студенца, которая будет выходить и полностью до слияния реки».
В связи с тем, что на судебное заседание по иску прокуратуры к городской администрации, госорган приглашен в качестве третьего лица, просим вас защищать закон и интересы памятника, а не личные интересы инвестора/застройщика. Просим потребовать внесения изменений в проект строительства для формирования зон охраны памятника, как того требует законодательство о культурном наследии. По закону, как проекты зон охраны, так и проект постройки должны пройти государственную историко-культурную экспертизу и общественное обсуждение.