Прп. Иоанн Дамаскин (†760) впервые составил стройную систему богослужебного пения, первый изложил теорию и установил полный круг церковных песнопений (октоих). Он сам написал свыше 64 канонов.
Древнее церковное исполнение было унисонным (одноголосным) и антифонным (исполняется по очереди двумя хорами). Таким оно было и в Древней Руси.
Борис Владимирович Асафьев (1884–1949), композитор, музыковед, педагог: «С точки зрения музыкального своего содержания древнерусский культовый мелос ценен ничуть не меньше памятников древнерусской живописи. Его «рисунок» отличается богатством оборотов, свежестью, размахом, выразительной напевностью и пластичностью».
Мастера пения XVI века составили много мелодий знаменного распева (записывался при помощи знаков-знамен) и распевали их на гласы с новым текстом. Эти мелодии различались собой не характером, а большею или меньшею широтой. Они носили названия: «малое знамя», «ино знамя», «ин распев», «ин перевод», «большое знамя», «большой роспев», «путевой роспев».
Сегодня многие древнерусские песнопения знаменного распева изучаются, переводятся в систему нотолинейной записи, исполняются. Мне очень нравится стихира праздника Благовещения большого знаменного распева в расшифровке М. Бражникова.