Работа над картиной «Взятие снежного городка» проходила на малой родине Сурикова, в городе Красноярске, где художник некоторое время жил после скоропостижной смерти своей жены. Боль утраты он «лечил» работой, пытаясь в родном доме набраться сил и при помощи изобразительного искусства найти смысл жизни.
Работа «Взятие снежного городка», имеющая жанровый характер, была написана Суриковым по этюду. Для картины художнику позировали родственники и близкие друзья.
Николай Николаевич Третьяков говорил на лекциях по русскому искусству в Суриковском художественном институте и во ВГИКе:
«Картины Сурикова кинематографичны. Такой близости к кинематографу, к фотографии, как «Взятие снежного городка», пожалуй, нет ни у какой другой его работы. Показателен момент взятия крепости, когда комья снега летят как камни, град и пепел в «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова. Фрагменты картины удивительны по своей экспрессии, которая очень ценилась в старой Академии художеств, но ее иногда понимали внешне, формально, а здесь она дана документально: в костюмах, головных уборах можно открыть неожиданные этнографические детали, потому что для Сурикова в них выражена история народов Сибири и Азии.
Суриков очень любил в искусстве ракурсы и в этом смысле особенно ценил греческую скульптуру «Лаокоон». Его «замахнувшийся прутом» во «Взятии снежного городка» – своего рода опрокинутая скульптура, хотя руки с хворостинами – момент движения. Картину можно разбить на ряд кадров.
«Взятие снежного городка» является, конечно, преимущественно костюмной работой. Суриков всегда ценил в одежде узорочье, красочность, яркость. И, пожалуй, никто из русских художников так не понимал традиционный костюм, как Суриков, который дал ему и словесную характеристику. Для художника одежда всегда выражает образ жизни человека».
Суриков изучал историю донских казаков, считая, что сибирские казаки, к которым принадлежал его род, вышли с Дона. Он изучал традиции казачьих сел, в том числе народные игры, которые проводились на Масленицу. Одной из таких воинских состязательных потех было взятие снежного городка, известной с XVIII века. Первоначально в игре участвовало только служилое население, но позже стали играть все сельские жители. При помощи такого состязания юноши готовились к защите Отечества и семьи.
До революции снежные городки устанавливали в станицах на площадях за две недели до Масленицы, чтобы снег слежался, утрамбовался, окреп, обледенел. Крепости представляли собой большие конусы высотой 8–10 м и около 6 м в диаметре (напоминали высокие стога сена с почти отвесными боками). Вокруг они обносились невысокими, в 1,5 м, снежными валами.
Взятие городка в Оренбургской станице на масленицу 3 февраля 1896 года
В день, назначенный для взятия городка, на площади собирались все станичники, которые приходили с семьями. Одни принимали участие в состязании, другие – смотрели и болели. В толпе можно было слышать такие разговоры:
– А что, папака, будет такой Карс-то, который ты в туретчине-то брал? – спрашивал мальчуган своего отца, вспомнив его рассказ про взятие турецкой крепости Карса и указывая на городок.
– Будет! Почитай што такой! – отвечал, улыбаясь, отец.
– А Хива?
– Ну, Хива будет поменьше Карса…
– А коли так, то и я и возьму!
– Знамо возьмешь! Как подрастешь малость, то и возьмешь! – отвечал отец, трепля по плечу будущего героя.
Перед штурмом на вершине городка укрепляется флаг и возле него клались призы. Защитники, вооруженные большими деревянными лопатами, а иногда и ружьями, заряженными холостыми патронами, занимали места за валом. Отряд, предназначенный для штурма (в его рядах были и конные, и пешие), отводился от него на 40–50 м и выравнивался.
Взятие снежных городков 27 февраля 1899 года в Оренбургской станице
Когда все было готово, распорядитель (станичный атаман) подавал сигнал «шагом», а затем «карьер». По первому сигналу казаки начинали движение, а по второму с гиком бросались на городок. В тот момент, когда они подскакивали к валу, их встречали выстрелами и массой снега, который залеплял глаза и людям, и лошадям, отчего происходило замешательство. Между атакующими и защитниками завязывалась борьба. Первые стремились проникнуть за вал к городку, а последние старались не пустить их, пугая лошадей и забрасывая снегом. Иногда перед валом в момент атаки зажигалась солома.
Когда атакующие преодолевали вал и оказывались у крепости, то они бросали лошадей и при помощи обломков пик или заостренных колышков лезли на почти отвесные стены городка, стараясь перегнать один другого.
Снег часто не выдерживал тяжести людей, поэтому они падали вниз и снова устремлялись на стены. В то время защитники засыпали их снегом. Тот, кто первым взбирался на вершину, к флагу, тот получал приз.
Взятие снежных городков 27 февраля 1899 года
в Оренбургской станице
Более подробное описание народной игры см. в источнике: Бердская слобода
Письменные источники:
Журнал «Разведчик» (1896, 18 мая. №292–293).
Журнал «Разведчик» (1895, 1 марта. №229).
«Оренбургская газета» (1899, 4 апреля. № 626).
Сегодня традиции взятия снежного городка возрождаются.
Здесь и далее фото отсюда