Историческая живопись Андрея Рябушкина
Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904), мастер исторической композиции, родился в семье крестьянина-иконописца Тамбовской губернии, в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда (ныне Борисоглебский район Воронежской области). Следуя династической традиции, он тоже начинал заниматься живописью как иконописец, выполняя станковые и монументальные работы.
Благодаря своим способностям Рябушкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда взял культуру цвета и интерес к сюжетной картине, а потом учился в Академии художеств, где в совершенстве освоил рисунок и увлекся исторической темой. В совокупности эти профессиональные качества дали прекрасные результаты.
Рябушкин побывал во многих старинных русских городах, где писал этюды церквей, копировал древние фрески, зарисовывал народные орнаменты. В музеях он изучал старинные ткани, бытовые предметы, костюмы, оружие. Рябушкина увлекала литература по истории Руси, летописи, народные сказания. Большое значение в его творчестве имели книги Ивана Забелина об истории XVII века, рассказанной через бытовую культуру. Еще в период учебы в Академии художник стал публиковать в иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси и бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни.
Главной темой творчества Андрея Рябушкина была допетровская Россия, XVII век. Однако первые шаги в общественной художественной жизни он делал с деревенской темой, особенности которой хорошо знал по своей малой родине – южному уезду Тамбовской губернии.
Из ранних исторических работ Рябушкина – картина «Потешные Петра I в кружале» (солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке).
По-настоящему художник нашел себя и свою тему в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», которая была написана под впечатлением от проводившейся тогда реконструкции Теремного дворца Московского Кремля.

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893. ГТГ

Едут. Народ московский
во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века.
1901. ГРМ

Стрелец

Улица старой Москвы. 1890-е годы

Московская улица XVII века в праздничный день. 1895. ГРМ
Работы «Московская улица XVII века в праздничный день», «Русские женщины XVII века в церкви» и «Семья купца в XVII веке» получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Самая известная из поздних работ Рябушкина – «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (см. иллюстрацию № 1).
Рябушкина более привлекала светлая сторона истории, показанная через архитектуру старинного города, костюмы, ткани и другие предметы быта. Однако его работы не представляются стилизацией, а создают ощущение настоящей жизни. Они декоративны по живописи и точны в рисунке.
Н.Н. Третьяков на своих лекциях во ВГИКе и в Суриковском художественном институте говорил о кинематографичности картин Рябушкина, который строил композиции как своего рода кадры движения, стоп-кадры какой-то одной киноленты.

Московская девушка XVII века. 1903. ГРМ

Втерся парень в хоровод... 1902. ГТГ
Работы А. Рябушкина отсюда: http://www.artsait.ru/foto.php?art=r/rybushkin/img/35
Благодаря своим способностям Рябушкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда взял культуру цвета и интерес к сюжетной картине, а потом учился в Академии художеств, где в совершенстве освоил рисунок и увлекся исторической темой. В совокупности эти профессиональные качества дали прекрасные результаты.
Рябушкин побывал во многих старинных русских городах, где писал этюды церквей, копировал древние фрески, зарисовывал народные орнаменты. В музеях он изучал старинные ткани, бытовые предметы, костюмы, оружие. Рябушкина увлекала литература по истории Руси, летописи, народные сказания. Большое значение в его творчестве имели книги Ивана Забелина об истории XVII века, рассказанной через бытовую культуру. Еще в период учебы в Академии художник стал публиковать в иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси и бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни.
Главной темой творчества Андрея Рябушкина была допетровская Россия, XVII век. Однако первые шаги в общественной художественной жизни он делал с деревенской темой, особенности которой хорошо знал по своей малой родине – южному уезду Тамбовской губернии.
Воскресный день. 1889. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Из ранних исторических работ Рябушкина – картина «Потешные Петра I в кружале» (солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке).
По-настоящему художник нашел себя и свою тему в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», которая была написана под впечатлением от проводившейся тогда реконструкции Теремного дворца Московского Кремля.

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893. ГТГ

Едут. Народ московский
во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века.
1901. ГРМ

Стрелец

Улица старой Москвы. 1890-е годы

Московская улица
Работы «Московская улица XVII века в праздничный день», «Русские женщины XVII века в церкви» и «Семья купца в XVII веке» получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Самая известная из поздних работ Рябушкина – «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (см. иллюстрацию № 1).
Рябушкина более привлекала светлая сторона истории, показанная через архитектуру старинного города, костюмы, ткани и другие предметы быта. Однако его работы не представляются стилизацией, а создают ощущение настоящей жизни. Они декоративны по живописи и точны в рисунке.
Н.Н. Третьяков на своих лекциях во ВГИКе и в Суриковском художественном институте говорил о кинематографичности картин Рябушкина, который строил композиции как своего рода кадры движения, стоп-кадры какой-то одной киноленты.

Московская девушка XVII века. 1903. ГРМ

Втерся парень в хоровод... 1902. ГТГ
Работы А. Рябушкина отсюда: http://www.artsait.ru/foto.php?art=r/rybushkin/img/35






