Тамбовская филармония: антракт затягивается
Евгения Твардовская
В 2015 году в культурную жизнь Тамбова после почти двух лет реконструкции должно было вернуться здание Филармонии. Однако даже при беглом взгляде на его нынешнее состояние становится ясно: работам конца и края не видно. Сняты советские наслоения, открыты стены начала XX века и тут же идет их закладка современным кирпичом, главный фасад маскирует фальш-панель с картинкой, напоминающей фасады рублёвских замков середины 90-х.
Объект культурного наследия, лишенный статуса без суда и следствия, стоит, как после бомбежки. Когда-то популярное место у тамбовчан, в котором концерты шли один за другим, разрушается в самом центре города.
Как сообщает местный ТК «Новый век», стройку заморозили по вине подрядчика, который не справился со своими обязательствами. Ясно, что в 2016 году Филармония не откроется, но местные руководители уверяют, что в 2017 Тамбов получит концертный зал и редкий артист проедет мимо, не посчитав за честь выступить в крупном центре Черноземья.
Концертная бухгалтерия
Напомним, контракт на реконструкцию Филармонии выиграло санкт-петербургское ООО «СТИК», уверявшее, что не подведет. Однако к 1 сентября 2015 года намеченные работы завершены не были, при этом из 250 миллионов рублей не освоенными остались лишь 60 миллионов рублей. В связи с таким положением дел Управление культуры направило в суд иск о расторжении контракта и взыскании штрафных санкций. Одновременно последовало обращение в Министерство культуры с просьбой выделить средства на продолжение реконструкции по схеме софинансирования с областным бюджетом. Вот как в местных СМИ комментирует ситуацию Юрий Голубев, начальник областного управления культуры и архивного дела: «Таким образом, на 2016 и 2017 годы из федерального бюджета будет выделено 300 миллионов рублей. Кроме того, на будущий год предусмотрено 200 миллионов рублей в региональном бюджете».
Но история реконструкции Филармонии гораздо глубже, чем случай недобросовестного подрядчика. (Кстати, нет никакой гарантии, что и другой таким же не окажется).
Так был ли памятник
«Дело в том, что в 2009 году здание концертного зала отреставрировали как объект культурного наследия, а буквально через несколько лет, в 2013 году, начали вкладывать огромные средства в полномасштабную реконструкцию с изменением объема и деталей оформления, - пишет в своем ЖЖ Марина Климкова, искусствовед и историк. - Если сегодня здание концертного зала не имеет статуса объекта культурного наследия, то встает вопрос: почему его такового лишили? Ведь еще совсем недавно в Интернете можно было найти информацию о том, что оно стояло на учете как выявленный объект культурного наследия, на который распространялись все положения Федерального закона № 73-ФЗ о памятниках».
По этому вопросу другой тамбовский активист - Олег Карнаухов – обращался в прокуратуру. Он считает, что Филармонию разжаловали из памятников, так как местные чиновники очень хотели поучаствовать в федеральной программе финансирования объектов культуры и получить финансирование, а статус выявленного объекта культурного наследия этому мешал.
Ситуация с реконструкцией Филармонии, на мой взгляд, это результат нашей тамбовской провинциальной местечковости власти. Желание войти в программу реконструкции объектов культуры оборачивается поиском подходящих по масштабу и форме собственности. В Тамбове есть много объектов культуры, которые действительно нуждаются в реконструкции, например, ДК «Строитель», который стоит «без окон, без дверей» уже не одно десятилетие, или ДК «Юбилейный», который стал местом продаж шуб, а когда-то был местом проведения лучших концертов, партийных конференций, первым кинотеатром со стереозвуком и, кроме того, представляет собой неплохой образец позднего конструктивизма. Но эти объекты, в которых когда-то царила культура, находятся в частных руках. Для вхождения в программу была выбрана Филармония, которая на тот момент уже была выявленным объектом культурного наследия согласно приказу Областного управления культуры и архивного дела № 80 от 14.06.2007 года. А по законодательству такой выявленный объект культурного наследия не мог подлежать реконструкции. Позже я обратился в прокуратуру для выяснения обстоятельств. Но тамбовская прокуратура, не проводя расследований с выходом на место, проверкой документов, слово в слово перепечатала ответ Областного управления культуры. Согласно ответу прокуратуры выходит, что здание филармонии никогда не было выявленным объектом культуры. Совсем недавно появилась версия, которую озвучило Областное управление культуры, согласно которой плиты перекрытий здания филармонии были в аварийном состоянии. Но и это не оправдывает реконструкцию с заменой исторического фасада. Тамбовчане искренне надеются на то, что руководству области хватит благоразумия восстановить фасад по проекту архитектора В. Самородова, с двумя скульптурами работы Т. Вельцен и Л. Евзыковой». |
Что было и что будет
Как уже говорилось, нынешняя Филармония возникла совсем не на пустом месте.
В 1910 году на территории бывшего крепостного рва был построен Народный дом, представлявший собой двухэтажный особняк в стиле модерн. В конце 20-х годов здание пострадало от пожара, сохранились лишь наружные стены. С 1938 года оно использовалось как гараж городского автобусного хозяйства. В 1967 году по проекту архитектора В.Г. Самородова здание реконструировано под концертный зал (ныне «Тамбовконцерт») и решено в простых и современных на тот момент формах. Над главным входом на парапете была установлена композиция «Музыка» («Скрипачка» и «Флейтист»), выполненная скульпторами Татьяной Вельцен и Лилией Евзыковой.
Сейчас скульптуры демонтированы и гниют в зеленхозе. Про их судьбу иногда вспоминают, как и про проект реконструкции Филармонии.
"Наша цель - напомнить старое здание, поскольку это историческая часть города. В своё время, когда мы задумывались о судьбе этих скульптур, у нас было предложение - установить их возле реконструированного концертного зала. Но техническое состояние скульптур не очень хорошее, осмотр проводился, когда они ещё были на крыше здания, им уже тогда требовалась серьёзная реставрация», - рассказал один из авторов проекта реконструкцииконцертного зала, профессор кафедры архитектуры и строительства ТГТУ Олег Дёмин.
Вобщем-то, трудно было ожидать иного состояния скульптур, после того как они не один десяток лет простояли под открытым небом, для этого и существует реставрация. Но в подходе не то что к скульптурам, к самому историческому зданию Филармонии – реставрации не прослеживается.
Судя по высказываниям, а также картинкам, демонстрируемым местным ТВ, возникнет здание, возможно, и имеющее в своем ядре предыдущие, но внешне ничем их не напоминающее. Некий безвременный гибрид, никак не ассоциирующийся ни с Народным домом, ни с советской Филармонией. Все эти исторические сущности, очевидно, будут частично разрушены в ходе работ и снова похоронены под новым фасадом. Здание с какой-то фатальностью повторяет одни и те же жизненные циклы.
Местные СМИ успокаивают, что после реконструкции здание «Тамбовконцерта» должно стать более функциональным. В новом проекте предусмотрено создание в одном помещении целых трёх концертных залов: на 1200, 300 и 100 мест. Причём в самом большом из них размеры сцены и оркестровой ямы можно будет менять в зависимости от райдера артистов.
Конечно, какую-никакую Филармонию в Тамбове все-таки откроют. Но объектом культурного наследия она уж точно не станет. Городские власти своими руками избавились от памятника. И новое здание будет «напоминать» только об одном: мало деньги получить, надо их еще уметь потратить.
Фото: Портал ВТамбове, Марина Климкова
Источник: Хранители наследия