Я состою в общественной градозащитной группе «Спасем Студенец», которая выступает за сохранение культурного и природного наследия. Эта группа образовалась из людей разных политических и религиозных взглядов около двух лет назад и уже имеет собственный опыт диалога с разными ветвями власти - положительный и отрицательный.
Группу «Спасем Студенец» создала жизненная ситуация, когда на Студенце собирались строить коллектор и развлекательный центр у Державинского моста в городе Тамбове на улице Советской. Большинство жителей квартала, в том числе я и мои родственники, против застройки этой исторической части Студенца, где в 1636 году была основана тамбовская крепость. Мы также против любого строительства в непосредственной близости от моста, возведенного при участии правителя Тамбовского наместничества и поэта Гаврилы Романовича Державина.
Еще до начала строительных работ, в мае 2014 года, мы провели круглый стол, на котором попытались рассказать, что стройка в этом месте будет не только нежелательной, но и незаконной. Однако слушать нас никто не захотел. Тогда мы стали обращаться с письмами в органы власти – к главам администрации города и области, в городскую Думу, в профильные городские комитеты и областные управления, в прокуратуру. Отовсюду нам пришли ответы, что застройщик получил все законные разрешения, поэтому все происходящее законно. Тогда общественность подала несколько исковых заявлений в суд о нарушении гражданских прав и выиграла дело сначала в районном суде, потом в областном, а менее месяца назад и в кассационной инстанции. Коллектор, построенный на Студенце, судом признан самовольной постройкой и вынесено определение о его демонтаже.
Какой вывод из этой ситуации мы сделали? Местная законодательная и исполнительная власть в данном вопросе не стала защищать законы и интересы общества, а судебная власть стала. Может быть, решающую роль здесь сыграл тот факт, что Студенец является федеральной собственностью? Если законодательная власть и исполнительная почему-то не придали данному факту никакого значения, то судебная посчитала его важным.
Другая серия диалогов с властью была связана с приданием Державинскому мосту статуса памятника регионального значения. Историю строительства этого уникального объекта стали публиковать в книгах о Тамбове с 2006 года. Например, в моей монографии «Соборная площадь города Тамбова», которая была издана в рамках областной издательской программы в 2011 году, Державинскому мосту посвящен целый раздел. С того времени публикации на эту тему шли в местных газетах, поэтому говорить о том, что никто о мосте ничего не знал, просто нельзя.
Задолго до строительства на Студенце, в 2012 году, мы обратились в госорган охраны памятников с предложением поставить мост на учет в качестве памятника, однако неожиданно встретили сопротивление. Когда спустя 2 года в этом месте началось строительство, мы, горожане, сами подготовили документы, собрали средства, пригласили лицензированного эксперта Министерства культуры и провели государственную историко-культурную экспертизу, которая подтвердила, что мост построен в конце XVIII века. Мы опять обратились в госорган и опять встретили там сопротивление.
Лишь в конце лета нынешнего года, в период смены состава областной администрации, удалось заставить госорган совершить законные действия и внести мост в список памятников. То, что предыдущая власть не хотела делать 3 года, новая сделала фактически за 3 дня. О чем это говорит? О том, что для решения проблем власти порой не надо прикладывать каких-то титанических усилий, затрачивать много времени. Нужно лишь желание и воля быть сильной, потому что сила власти сегодня заключается не в твердой позиции по каким-то вопросам, а в умении заставить государственные структуры исполнять законодательство.
Приведу, наконец, третий пример диалога общества и власти, в котором мы участвовали. Ситуация с Державинским мостом, положением дел с памятниками, навела нас на мысль организовать научно-практическую конференцию, посвященную сохранению культурного наследия, для того чтобы в ее рамках провести диалог власти, профессионалов и общественности. С этим предложением мы обратились в городскую Думу, которая откликнулась на эту инициативу.
В апреле этого года, в дни, когда был основан город Тамбов, такая конференция была проведена с участием университетов, городских и областных структур. Частный благотворитель, тогда депутат Думы, оплатил приезд и проживание московских и воронежских специалистов, а сейчас на его средства издается сборник материалов конференции. Надеюсь, что конференция обратила внимание на сохранение культурного наследия, а сборник закрепит этот результат.
Наладить диалог власти и общества очень непросто, поскольку существует взаимное недоверие. Причем представители власти зачастую чувствует свое превосходство и силу перед общественностью. Подобная психология порой не дает им понять, что помощь общественности в каких-то ситуациях является настоящим спасением. Это как в повести о Ходже Насреддине, в эпизоде со спасением богатого вельможи, который тонул, а люди бегали по берегу водоема и кричали: «Давай руку, давай руку!» Однако тонущий человек игнорировал действия спасателей. Увидев эту картину, Ходжа Насреддин сказал собравшемуся народу, что принцип спасения ими выбран неверный, потому что не существует богатых людей, облеченных властью, которые что-то дают, они привыкли лишь брать, поэтому надо говорить не «дай руку», а «на руку». Так он и сделал. Тонущий человек тут же схватился за руку и был вытащен из воды.
По-видимому, для взаимодействия с властью общественности следует взять на вооружение мудрость Ходжи Насреддина.
Хотела обо всем этом рассказать на конференции, но время работы тематической площадки закончилось. Все участники пошли на пленарное заседание избирать членов регионального штаба ОНФ, а я поспешила по своим делам.
Фрагмент «Повести о Ходже Насреддине» Л. Соловьева
Когда он пробрался сквозь толпу и подъехал к самому краю большого,
покрытого зеленоватой плесенью водоема, то увидал необычайное. В трех шагах от
берега тонул человек. Он то выныривал, то опять погружался, пуская со дна
большие пузыри.
На берегу суетилось множество людей; они тянулись к тонущему, стараясь
ухватить его за халат, но руки их не доставали на каких-нибудь пол-аршина.
– Давай руку! Давай! Давай! – кричали они. Тонущий словно бы не слышал. Он
не подавал им руки, продолжая равномерно погружаться и снова выныривать. В
соответствии с его странствиями на дно и обратно по водоему расходились ленивые
волны и с тихим плеском лизали берег.
– Странно! – сказал Ходжа Насреддин, наблюдая. – Очень странно! Какая может
быть причина этому? Почему он не протягивает руки? Может быть, он искусный
водолаз и ныряет на спор, но почему тогда он в халате?
Ходжа Насреддин задумался. Пока он думал, тонущий успел вынырнуть раза
четыре, причем с каждым разом пребывал на дне все дольше и дольше.
– Очень странно! – повторил Ходжа Насреддин, спешиваясь. – Обожди здесь, –
обратился он к ишаку, – а я подойду взглянуть поближе.
Тонущий в это время погрузился глубоко и не показывался так долго, что
некоторые на берегу начали уже творить заупокойные молитвы. Но вдруг он
показался опять.
– Давай руку! Давай! Давай! – закричали люди, протягивая к нему руки, но
он, посмотрев белыми глазами и не протянув руки, опять пошел безмолвно и плавно
ко дну.
– Ах вы, недогадливые чудаки! – сказал Ходжа Насреддин. – Разве не видите
вы по дорогому халату и по шелковой чалме, что этот человек – мулла или богатый
вельможа? И неужели вы до сих пор не изучили характера мулл и вельмож и не
знаете, каким способом надо вытаскивать их из воды?
– Вытаскивай скорее, если ты знаешь! – закричали в толпе. – Спасай его, он
показался. Вытаскивай!
– Подождите, – ответил Ходжа Насреддин. – Я не закончил еще своей речи.
Где, спрашиваю я вас, встречали вы муллу или вельможу, который когда-нибудь что-
нибудь кому-нибудь давал? Запомните, о невежды: муллы и вельможи никогда ничего
не дают, они только берут. И спасать их из воды надо соответственно их
характеру. Вот, смотрите!
– Но ты уже опоздал, – кричали из толпы. – Он уже не вынырнет больше.
– Вы думаете, что водяные духи так легко примут к себе муллу или вельможу?
Вы ошибаетесь. Водяные духи постараются всеми силами избавиться от него.
Ходжа Насреддин присел на корточки и стал терпеливо ждать, наблюдая за
пузырями, что восходили со дна и плыли к берегу, подгоняемые легким ветром.
Наконец что-то темное стало подниматься из глубины. Тонущий показался на
поверхности – в последний раз, если бы не Ходжа Насреддин.
– На! – крикнул Ходжа Насреддин, сунув ему руку, – На!
Тонущий судорожно вцепился в протянутую руку. Ходжа Насреддин поморщился от
боли. И потом на берегу долго не могли разжать пальцев спасенного.