marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Э.А. Орлова "Городская среда как культурно-эстетическое явление"

Н. Пуссен
Н. Пуссен. Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе. Перв. пол. XVII века
Э.А. Орлова
Городская среда как культурно-эстетическое явление

Упорядоченность, историческая самобытность, собственное лицо российских городов сегодня продолжает оставаться серьезной культурной проблемой. Значимость влияния архитектуры, визуальной информации, озеленения на качество жизни горожан не вызывает сомнений. Однако вопрос об эстетических аспектах городской среды заключается отнюдь не в том, чтобы постоянно поддерживать однажды сложившийся „исторический образ”, на чем настаивают любители старины, или в погоне за функциональным удобством разрушать одни городские интерьеры и создавать на их месте другие, как к этому стремятся сторонники радикальной модернизации. Городская среда формируется исторически. В этом процессе принимают участие и профессионалы-градостроители, и заказчики их продукции, и жители. Любой проект, связанный либо с новым строительством, либо с реставрацией, сколь бы привлекательным он ни казался в описаниях и макетах, может трансформироваться в ходе реализации и стать элементом культуры, не вызывающим никакого интереса у горожан, если он не воспринимается как часть жизненной среды. Такое явление не редкость. Порой оно обусловлено небрежностью архитекторов, особенно у тех, кто идет на поводу у строительной индустрии. Нередки случаи непонимания заказчиками архитектурных замыслов из-за полного безразличия к их эстетическому языку, из-за непричастности горожан к формированию социального заказа на собственное окружение…

…средой далее будет называться освоенная людьми специально выделенная и организованная часть пространства поселения с активным использованием входящих в нее объектов…

Выделенность различных частей города определяется прежде всего их функциональным назначением и архитектурной организацией пространства… Но согласно принятому здесь определению это еще нельзя назвать средой. О ней можно говорить лишь тогда, когда та или иная часть города осмысливается с точки зрения культуры, т.е. содержания происходящих здесь взаимодействий людей, способов использования ими входящих сюда элементов, значений и смыслов, приписываемых ей людьми. Иными словами, с точки зрения ее освоенности и организации как определенной культурной целостности…

В современном определении эстетического начала человека для данной работы значимы такие его функциональные свойства, как способность выделять из окружения соразмерные себе „жизненные пространства”; устанавливать внутренние пропорции входящих в них объектов; соотносить их с представлениями о прекрасном. С этой точки зрения трансформация природного и культурного окружения в среду происходит как его дифференциация и организация на основе эстетических принципов. Активное применение таких принципов способствует функциональному освоению элементов окружения, выстраиванию из них гармоничных, соразмерных человеку, приятных для глаз целостностей…

Эстетика городов претерпела значительные модификации в период первоначального расширения индустриального строительства 60 – 70-х годов. Характерное для этого времени типовое проектирование вытеснило архитектуру как искусство и трансформировало ее в сугубо технологическую деятельность. В крупных городах значительные территории стали застраиваться не просто типовыми зданиями, но типовыми микрорайонами. Одинаковые, жестко распланированные, они вытеснили собою слободские поселения, кольца огороднических зон, окружающих крупные города. Более того, они активно проникали в исторически сложившиеся части поселений, разрушая привычные их образы и исторические планировки. Конечно, ни о каком эстетическом соотношении старых кварталов и новостроек речь не шла…

Разумеется, в названный период решалась – и во многом уже разрешена – существенная социальная проблема: обеспечить горожан относительно комфортабельным жильем. В то же время стало очевидным, что использование ограниченных культурных средств – только технологических безотносительно к эстетическим – заметно ухудшает качество городских сред. Новостройки отличаются визуальной монотонностью и одинаковостью, упрощенностью пространственной организации. В исторических кварталах внеэстетические принципы строительства порождают хаотичность застройки, разрушение сложившихся архитектурных образов. Ситуация усугубляется еще одним значимым с точки зрения культуры любопытным обстоятельством. Речь идет о постепенном вытеснении людей из предназначенных для жилья старых домов с их просторными, ориентированными на сложный образ жизни помещениями, в тесные клетки новостроек, сконструированных по типу общежитий. Добротные, красивые, удобные большие дома шаг за шагом занимались под учреждения и соответственно перестраивались их интерьеры. То же происходило и с частью стандартных двух-  трехэтажных построек. Другая их часть разрушалась, и освободившиеся территории в большинстве случаев не застраивались, становились пустырями, зарастающими бурьяном, превращались в свалки или стоянки для автомобилей. Особняки занимались под учреждения или музеи…

По-разному следует подходить к формированию культурной среды исторических центров города и кварталов-новостроек. Исторические центры характеризуются архитектурным многообразием построек, особой конфигурацией планировки. Обычно имеющиеся здесь здания принадлежат к различным эпохам и потому отличаются друг от друга габаритами, архитектурными стилями. Тем не менее такие части города воспринимаются как целостности, где архитектурное многообразие не производит впечатления эклектики из-за привычности пространственной объединенности разностильных зданий. Историческая планировка тоже воспринимается как нечто естественное и исходно заданное. Она не вызывает раздражения у людей, живущих в старых кварталах, несмотря на свою сложность. Если с этой точки зрения рассматривать исторические центры городов как жизненные среды, следует подчеркнуть необходимость сохранить многообразие в их облике. Культурная ценность такого сохранения очевидна. Прежде всего здесь пространство соразмерно человеку и пластике его движений. Далее, сколь бы привычным ни был облик исторического центра, разнообразие его составляющих предотвращает возникновение ощущения визуальной монотонности. Наконец, в структуре города такие центры выступают как своего рода эталоны при оценке других его частей. Иными словами, для жителей города исторический центр в первую очередь определяет его культурный образ, становится символом исторической преемственности поколений городских жителей, знаком самобытности города, эталоном, с которым соотносят другие части городского пространства.

Исторические центры приобретают особую ценность при ускоренном развитии городов. По мере насыщения города продукцией индустриального строительства такие места приобретают особую заметность. Более того, становятся очевидными их взаимные различия, и они приобретают функцию культурного (в отличие от административного) районирования города. Именно поэтому и в эстетическом отношении сегодня, при обилии типовых сооружений, особенно внимательно следует относиться к поддержанию своеобразия городских исторических центров.

Иной принцип эстетизации городской среды следует применять к новым районам. Здесь задача заключается в целенаправленном введении пространственного, визуального разнообразия с тем, чтобы преодолеть монотонность застройки. Сегодня для этого в отечественных разработках городского дизайна уже существуют специальные средства. Можно применять колористические решения, при которых отдельные части больших жилых, промышленных, административных кварталов выделяются различными цветовыми гаммами. Возможно внесение многообразия в среду с помощью малых архитектурных форм (скульптура, живописные киоски, красиво оформленные остановки транспорта). Важным эстетизирующим фактором здесь становятся зеленые насаждения. Хорошо подобранные деревья и кустарники на улицах и в скверах, газоны и цветники во дворах обычно создают приятные для глаза городские пейзажи даже в сочетании с достаточно упрощенной архитектурой. Кроме того, несомненна их экологическая ценность.

Интересно можно использовать и небольшие строения, перенесенные из исторических частей города. Уже существуют проектные предложения помещать одноэтажные старые, в том числе деревянные, дома внутрь дворовых пространств в системах многоэтажных кварталов. Такой дизайнерский ход не только вносит многообразие в жизненную среду новостроек, но и решает задачу перехода от несоразмерных человеку многоэтажных домов и дворов к вполне приемлемым объемам и композициям пространства.
При изменении отношения к жизненной среде, расширении участия частных предпринимателей, собственников жилья, городской общественности в ее благоустройстве возможны и более дорогие экономически, эстетически важные решения. Например, можно вернуться к узорчатым решеткам при устройстве новых бульваров и скверов, кованым литым кронштейнам, поддерживающим козырьки над входами в дома. В принципе технологически разработан относительно недорогой способ облицовки природным камнем бетонных поверхностей. Есть и другие способы внести многообразие в облик новостроек. Но это возможно лишь в случае прямого контакта архитекторов, дизайнеров с заказчиками, с одной стороны, и изменения системы финансирования в градостроительстве – с другой. Сейчас такая возможность активно обсуждается на государственном уровне, но пока практически реализуется лишь в минимальной степени.
При переосмыслении городского пространства важно выделять и эстетически подчеркивать функциональные зоны, которые закрепляют устойчивый образ города, являются значимым фактором его внутреннего упорядочения. Образцы такого выделения хорошо известны. Это городские площади, административные, деловые, культурные центры. Многие из них сложились исторически и продолжают сохраняться в качестве особых городских сред…


Однако для больших городов сегодня исторических зон такого рода оказывается явно недостаточно. Их отсутствие, особенно в новых кварталах, существенно затрудняет восприятие городского пространства. Люди не имеют ориентиров для разграничения одних частей города от других. У них складывается представление об этом пространстве как о хаотическом нагромождении домов и беспорядочном переплетении улиц. Единственным ориентиром в этом хаосе становятся широкие транспортные магистрали, которые в крупных городах и определяют его „макро-членение”, кстати, совсем недостаточное для освоения городского пространства.

Сегодня людям необходимы другие, более мелкие ориентиры, которые, с одной стороны, становились бы знаками различных функциональных частей города, а с другой – фиксировали бы границы сомасштабных человеку сред. В качестве примера можно обратиться к учреждениям культуры – музеям, театрам, кинотеатрам, паркам, – большинство из которых представляет собой отдельные объекты. Нетрудно увидеть, что они могут стать важным фактором в образовании городской среды...

Последний аспект проблемы организации и эстетизации городской среды – экологический. Социокультурные среды в крупном городе характеризуются определенным соотношением созданных людьми и природных объектов, которое можно расположить по шкале „урбанизированно-природное”…


Итак, основное – это расширение сферы социального участия в эстетизации городской среды. Пока еще пути и формы такого расширения лишь зарождаются, многое здесь неясно ни общественности, ни ученым, ни городским властям. Но хотелось бы еще раз подчеркнуть, что объединение усилий этих трех сторон там, где оно уже имеется, приводит к позитивным результатам, связанным с повышением эстетического качества условий жизни горожан.

Полностью: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Kija/07.php



Tags: архитектура и градостроительство, города, культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments