marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Река – вечный символ места, в котором заключены все компоненты культурного ландшафта

Реки Цна и Студенец сыграли в 1636 году решающую роль в выборе места для строительства крепости Тамбова. Они же определили особенности плана города и повлияли на его дальнейшее развитие, задав два вектора роста: по Цне (с севера на юг) и по Студенцу (с востока на запад). Однако реки являются не только главным географическим фактором, влияющим на материальную жизнь города и человека, но и духовными символами – символами малой родины. Поэтому сегодня общественные движения, борющиеся за спасение рек, выступают за экологию в широком понимании этого слова – за сохранение окружающей среды, культуры, традиционных духовных ценностей. 

12 апреля 2014 года
Державинский мост на Студенце. Фото 12 апреля 2014 года

А. А. Москалинский

РЕКА КАК ОСНОВНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Значение реки в формировании географической среды, пространства давно известно. Еще отечественный мыслитель Лев Ильич Мечников (1838–1888 гг.) доказывал ее воздействие на социальную жизнь людей, называя речные цивилизации первым этапом развития человечества. Мечников считал, что наибольшую роль в деле создания культуры и цивилизации сыграла вода, особенно проточная, т.е. реки. До сих пор живет его утверждение: "Река – синтез всех физико-географических условий данной местности".

Значение реки в качестве географического образа также трудно переоценить. Если говорить о литературе, то во многих лучших произведениях отечественных авторов-рома-нистов река является основным географическим образом и, более того, непосредственные или образные названия рек совпадают с названиями самих произведений: "Тихий Дон" М. Шолохова, "Угрюм-Река" В. Шишкова (Нижняя Тунгуска), "Золото бунта или вниз по реке теснин" А. Иванова (Чусовая) и т.д.

Поэты и писатели, давая названия своим произведениям, малым или большим, будь то стихотворение в четыре строки или большой роман в четырех томах, (и особенно это касается писателей-романистов), редко их придумывают. Название появляется по мере написания произведения. Его можно сразу не увидеть, не разглядеть, но с этим нельзя торопиться – оно обязательно выкристализуется. Иногда, как говорят сами авторы, оно просто случается еще до начала написания произведения и остается неизменным после окончания работы. Так или иначе, в название любой автор вкладывает очень важный смысл. Тем более не следует забывать, что сегодня хорошее название – это половина коммерческого успеха издания (конечно, не будем относить это к классике). Покупая книгу, читатель основывается часто, прежде всего, на ее оформлении, а не на содержании. И идеальный вариант – когда название отражает тему книги.

Образ реки часто проходит красной нитью через все произведение и дает точную географическую привязку. И это мы наблюдаем не только в художественной литературе, но и, так называемых, "географических песнях". Река – это не просто природный водоток, это вечный неизменный нестареющий символ места, в котором заключены все духовно-материальные компоненты его культурного ландшафта. А это особенно важно для того, чтобы показать своего героя, сделать его настоящим, живым, органичным. Герой, персонаж – компонент ландшафта, а значит, в нем заключена практически вся информация о нем. Река – это символ места, где проходит или, лучше сказать, протекает жизнь главных героев произведения. С рекой связаны их судьбы. Река кормит и лишает единственного кормильца, река испытывает сильного и губит слабого, выводит из непроходимых таежных лесов и раз и навсегда сбивает с пути, река отбирает и дарит надежду...

Кроме географического образа часто выступает ее философско-символический образ. Именно такой образ "реки жизни" достаточно известен и был хорошо раскрыт А.И. Куприным, цикл избранных повестей и рассказов которого так и называется "Река жизни" и повторен им в нескольких произведениях. В конце рассказа "Мелюзга" (1907 г.) картина весеннего половодья материализует образ разбушевавшейся Реки жизни, которая уносит в небытие тела двух трагически несчастных – учителя Астреина и фельдшера Смирнова, – т.к. они позволили повседневной пошлости проглотить без остатка их души и жизни. В рассказе-утопии "Тост" (1906 г.) свободные люди 2906 г. слагают торжественный гимн в честь героев, одержавших победу над тиранией; кровавая река вынесла все человечество в просторное сияющее море всемирного счастья.

Кроме того, река – живая, она имеет свой неповторимый характер, но она и изменчива и может соответствовать не только характерам героев, но и их настроениям, раскрывать внутреннюю красоту во внешнем ее проявлении, и в этом выражается ее локально-динамический образ.

Прочитав третью книгу "Тихого Дона", А.М. Горький сказал об авторе: "Он пишет, как казак, влюбленный в Дон, в казацкий быт, в природу...". Сам казачий край теперь нередко называют тихим Доном. Именно с Шолоховским романом донщина по-настоящему открылась мировой литературе, и сам Дон стал неотделимым от имени Шолохова, как Днепр от Гоголя, Волга от Горького. "Тихий Дон" – безусловно, сложное историко-драматическое произведение, где замысловато переплетаются судьбы вымышленных и реальных героев, придуманных и известных истории событий. Но М. Шолохова отличает умение начинать каждое разматывание клубка основной или второстепенной сюжетной линии романа с неповторимых лирических описаний природы "тихого Дона", где сама река Дон являет один из самых ярких незабываемых образов, без которых не обходится практически, ни одно описание смены времени года, погоды…

Не случайно эпиграфом к роману стала старая казачья песня о Доне, как не случайно в финале романа главный герой Григорий Мелехов начинает новый этап в своей жизни, переходя вешний Дон, как бы оставляя все ненавистное и пережитое на противоположном берегу, куда уже больше нет возврата.

Вячеслав Шишков, окончивший Вышне-Волочское техническое училище по специальности гидрограф и гидростроитель, в 1911 г. совершает экспедицию по реке Нижняя Тунгуска. И в романе под названием "Угрюм-река" описана именно она. Это название заимствовано автором из старинной песни, строки из которой автор также предлагает в качестве эпиграфа к роману: "Уж ты, матушка Угрюм-река, Государыня, мать свирепая" (из старинной песни).

"Угрюм-река" – это роман о дельцах, золотопромышленниках, авантюристах. В основу сюжета романа положена история одного купеческого рода, и многие персонажи имеют реальных прототипов. Главный герой романа – владелец золотых приисков Прохор Громов.

Река в романе занимает видное место и являет также сложный литературный философско-символический и географический образ. Да, она здесь и река жизни, как у Куприна: "Река бедовая, свирепая... Уж бог создал ее так, ... – Она все равно, как человечья жизнь: поди пойми ее. Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская".

Кроме того, в ней материализован (особенно для европейца) весь образ Сибири, бескрайней и неведомой, манящей и коварной…

Полностью статью см. здесь: http://psibook.com/literatura/reka-kak-osnovnoy-geograficheskiy-obraz-v-hudozhestvennoy-literature.html




Tags: Державинский мост, Студенец, Тамбов, культура, реки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 175 лет со дня рождения архитектора Николая Султанова

    Сегодня исполнилось 175 лет со дня рождения архитектора Николая Владимировича Султанова, чья деятельность была связана с Тамбовской губернией. Он…

  • Дача. 1 февраля 2025 года

    1 февраля, в субботу, побывала на даче, проведала свои любимые растения. Меня волновало состояние рододендрона, который прикопала в горшке и укрыла…

  • Старые фотографии

    Рассматривала старые фотографии. На двух из них мне 16 лет. Подумала: «Захотелось бы вернуться в те годы?» Можно было бы, но лишь затем, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments