Не думаю, что портреты на стене могут характеризовать личный выбор госслужащего. Существует сложившийся этикет/канон/традиция, против которой никто не пойдет, чтобы не прослыть «белой вороной». Другой вопрос – художественное воплощение этикета/канона/традиции. И вот здесь есть варианты, которые могут дать волю личному творчеству: сколько портретов взять, какого качества, в каких ракурсах будут представлены портретируемые, как изображения скомпоновать на стене. Во всяком случае, если используется традиция показа в кабинете портретов государственных лиц, то хотелось бы, чтобы и развеска была традиционной: чтобы была соблюдена иерархичность, чтобы изображения выравнивались по нижней линии и т.д. Существуют же правила экспонирования изображений в общественных пространствах, прежде всего на выставках.
Разгоревшаяся полемика показывает, что оформление кабинетов – дело ответственное и совсем не личное, поскольку характеризует не столько определенное лицо, сколько культуру власти в целом.
Впрочем, хотела написать совсем не об этом, а об отношении к портретам, в том числе к портретам императоров, в дореволюционной России. Портретные изображения правителей висели, например, не только в кабинетах государственных мужей, но в их городских домах и в сельских усадьбах.
Любопытно, что на протяжении XVIII – первой половины XIX века, как писал искусствовед А.В. Лебедев в книге «Тщанием и умением» (1997), в восприятии русского человека портрет «мог замещать изображенное на нем лицо»: живописный образ высокопоставленной персоны представлять ее во время торжественных мероприятий, заменять отсутствующего перед судом, применяться в других ситуациях. Например, в 1770-х годах, когда создавались наместничества, процедура их открытия во всех уголках России шла по единому плану. А.Т. Болотов рассказывал, что наместники произносили торжественную речь перед портретом Екатерины II: «У самой же передней стены был императорский трон под большим балдахином и с стоящим на нем портретом императрицы во весь ея рост написанной, а на ступенях трона стал наместник и говорил краткую приветственную речь…»
Функция замещения человека его портретом была очень устойчивой вплоть до второй половины XIX века. По свидетельству В.А. Гиляровского, еще в 1870-х годах «в кабаках, кроме иконы в углу, обязательно висел всегда в позолоченной раме царский портрет для того, чтобы в присутствии его величества не пели в кабаках песен, не буйствовали и не ругались «скверно матерными словами». Чуть что не так – кабатчик указывал на портрет, предупреждая, чтобы при царе «не выражались».
Таким образом, портрет правителя в кабинете современного чиновника должен, по традиции, его дисциплинировать, напоминая, что за всеми его действиями из-за спины неусыпно наблюдает верховное начальство: мол, смотри у меня, соблюдай законность и порядок, в том числе порядок и в развеске портретов!:)