Крепость Цари-Мали-Град (г. Белчин)
Постепенно была сформирована этика сохранения, изложенная в основополагающем документе – „Венецианской хартии” (Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест), утвержденной ИКОМОС в 1964 году. В ее основе лежит простая и вдохновляющая логика: нам переданы по наследству духовные послания в виде культурного достояния от прошлых поколений; эти послания временно находятся в наших руках; мы обязаны их сохранить и передать следующим поколениям „во всем богатстве их подлинности”. До недавнего времени считалось, что такой переход в будущее должен совершаться совершенно безвозмездно, что не следует ожидать ничего взамен.
В последние десятилетия, однако, все больше культивируется убеждение, что культурное наследие – это не только духовное послание, но и мощный ресурс для устойчивого развития и качества жизни, особенно посредством возможностей культурного туризма. И, таким образом, усилия по сохранению могут быть вознаграждены. Это новое представление отражено в ряде международных документов (один из них - „Рамочная конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества”, Португалия, Фару, 2005г.).
Таким образом, само по себе стремление использовать наследие в поисках экономической выгоды объявляется естественным и необходимым. Более того, даже считается полезным и желательным для самого наследия, в случае, если часть доходов будет направлена на его сохранение. В этой связи возникает вопрос: а за счет чего и какой ценой наследие превратится в товар? Если в случае такой коммерциализации пострадает или вообще не будет учитываться культурная ценность, не нарушит ли это цепочку передачи наследия во времени, его перехода в будущее? Ответ касается не только собственно наследия, но и культуры в целом. Будет ли рынок стремиться к сохранению качеств, присущих культурному наследию, не изменит ли он его социальные функции?
На эти вопросы отвечает профессор Тодор Крестев (Болгария), доктор архитектуры, специалист по охране культурного наследия, эксперт ЮНЕСКО: см. на сайте Хранители наследия.
Таким образом, само по себе стремление использовать наследие в поисках экономической выгоды объявляется естественным и необходимым. Более того, даже считается полезным и желательным для самого наследия, в случае, если часть доходов будет направлена на его сохранение. В этой связи возникает вопрос: а за счет чего и какой ценой наследие превратится в товар? Если в случае такой коммерциализации пострадает или вообще не будет учитываться культурная ценность, не нарушит ли это цепочку передачи наследия во времени, его перехода в будущее? Ответ касается не только собственно наследия, но и культуры в целом. Будет ли рынок стремиться к сохранению качеств, присущих культурному наследию, не изменит ли он его социальные функции?
На эти вопросы отвечает профессор Тодор Крестев (Болгария), доктор архитектуры, специалист по охране культурного наследия, эксперт ЮНЕСКО: см. на сайте Хранители наследия.