marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Старая Ольшанка: О традициях в архитектуре, которые выглядят новаторством

Сегодня рассказывала Людмиле Марченко, журналисту телекомпании «Новый век», об особенностях храма Воскресения Христова усадьбы дворян Воейковых Старая Ольшанка.  Эта церковь выделяется среди церковных построек оригинальностью, а сегодня выглядит даже авангардно. Однако новаторство проектировщиков заключалось, как ни  странно, в обращении к традициям древнерусского зодчества, которые к XIX веку оказались забытыми.

19 июля 2015 года

Пока материал не ушел из памяти, законспектирую его здесь, тем более что для иллюстраций сохранились неиспользованные фотографии Ольшанки, которые были сняты в этом году во время поездки с московскими туристами. Кстати, в тот же день в Ивановке приобрела книгу М. Некрасова «Поленовы на тамбовской и саратовской земле», в которой опубликовано много архивного материала по истории усадьбы.

Поселение Ольшанка Борисоглебского уезда упоминается в документах со второй половины XVIII века, когда принадлежало двум помещикам – Хрипунову и Кретову. В тот период в нем была построена деревянная Богородицкая церковь, поэтому, получив статус села, оно имело и другое название – Богородицкое.

19 июля 2015 года

Один из первых владельцев имения, генерал-поручик Василий Кретов, известен тем, что стал первым в Тамбовской губернии губернским предводителем дворянства.

В 1811 году вся Ольшанка стала принадлежать Хрипунову, выкупившему ее вторую  часть у другого владельца.

19 июля 2015 года


Род Хрипуновых связан с известнейшей фамилией Львовых: одна из представительниц семьи Хрипуновых была замужем за отцом известного архитектора Николая Александровича Львова, друга Гаврилы Романовича Державина. Когда последний занимал должность главы Тамбовского наместничества, в переписке со Львовыми упоминал и Хрипунова, владевшего Ольшанкой.

Поскольку Хрипунов не имел детей, то его тамбовское имение перешло по наследству племянникам – Львовым и Хомутовым, между которыми из-за Ольшанки возникла судебная тяжба. В связи с этим Николай Львов подавал прошение на имя Державина, имевшего тогда должность министра юстиции, с просьбой завершить затянувшееся разбирательство, вынеся справедливое решение.

Державин и Львов были не только друзьями, но и родственниками, женатыми на родных сестрах Дьяковых. Когда супруги Львовы скончались, то двух их дочерей-сирот взяли на воспитание Державины. Одна из них, Вера Николаевна, познакомилась в доме Державиных с героем войны 1812 года, 35-летним генералом Алексеем Васильевичем Воейковым, за которого вышла замуж, получив приданое тамбовскую Ольшанку.

В 1815 году Воейков получил отставку от службы и со следующего года поселился с семьей в усадьбе при селе Ольшанка. Здесь росли его дети: Мария, Леонид, Алексей.

Voeikov Alexey Vasilyevich.jpg
Д. Доу. Портрет А.В. Воейкова. Не позднее 1825 года
В 1825 году Алексей Воейков скончался, а в 1843 году вдова Вера Николаевна заложила новый каменный храм во имя Воскресения Христова, который мыслила памятником супругу. В тот год она отмечала две важные даты: 30-летие замужества дочери Марии Алексеевны за Дмитрием Васильевичем Поленовым, и 65-летие со дня рождения мужа.

25.  Крамской Иван  "Портрет В.Н.Воейковой, бабушки художника В.Д.Поленова"  1867  Холст, масло  64х54  Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова
И. Крамской. Портрет В.Н. Воейковой. 1867

19 июля 2015 года

Новый храм для ольшанской усадьбы спроектировали живописец Константин Антонович Молдавский, автор росписей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, и архитектор Роман Иванович Кузьмин, преподаватель Академии художеств, специалист в области античной и византийской архитектуры, автор проекта Павловского собора в Гатчине.

За основу плана Воскресенского храма был взят шестиугольник. К шестигранному объему присоединены три небольших помещения: алтарная часть и две колокольни, крытые шатрами.

19 июля 2015 года
Из статьи И.Ю. Поздняковой

Сегодня такое решение выглядит необычно и оригинально. Однако ему находятся аналоги в древнерусской архитектуре – в деревянном и каменном зодчестве. Так, например, на Руси существовала традиция строительства из дерева шестигранных храмов и колоколен, напоминавших сторожевые башни, которые сохраняются и поныне.

Пянтег
Богоявленская церковь (XVI в.) в селе Пянтег Пермского края.
Фото Леонида Варламова



Каргополь
Церковь Иоанна Златоуста (1665) в селе Саунино Архангельской области.
Фото отсюда: http://gustur.ru/dost/cerkov-ioanna-zlatousta-rossiya-kargopol.htmlъ

В качестве примера каменного церковного здания, близкого по плану Воскресенскому храму в Ольшанке и самому принципу компоновки объемов, можно привести знаменитую церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Коломенское; ныне территория Москвы). Она представляет собой шестигранный столп, к которому с четырех сторон присоединены четыре небольших объема, завершенные главками.

Дьяково
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1547) в Дьякове.
Фото Александра Качалина




Дьяково
Таким образом, то, что сегодня в облике ольшанского храма кажется новаторством, на самом деле является продолжением традиций в архитектуре.

После победы в Отечественной войне 1812 года, в связи с национальным подъемом, в России стали обращаться к искусству Древней Руси – изучать его, использовать в разных областях современной жизни,  искать свой собственный «русский стиль». В русле именно этих явлений и стоит рассматривать опыт Р.И. Кузьмина и К.А. Молдавского, спроектировавших храм Воскресения Христова в Ольшанке.

19 июля 2015 года

В XIX веке в России изучали и пытались возродить технологии старых видов изобразительного искусства. Среди них – традиции керамики, которая ранее украшала фасады храмов. В числе керамического убранства были даже иконные образы.

В Ольшанке тоже решили сделать для наружных стен храма и часовни керамические образы. В 1882 году, как свидетельствуют письма, владелец усадьбы Леонид Алексеевич Воейков заказал своей родственнице Елене Дмитриевне Поленовой, сестре художника, выполнить два цветных рельефа – Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери, которые были доставлены в Ольшанку в 1884 году. Сегодняшнее их местоположение неизвестно.


Керамические иконы Борисоглебского собора в Старице (16 в.)
Спас Нерукотворный. Керамическая икона
Борисоглебского собора в Старице (XVI в.)


Керамические иконы Борисоглебского собора в Старице (16 в.)

Распятие с предстоящими. Керамическая икона
Борисоглебского собора в Старице (XVI в.)

19 июля 2015 года
Здесь и далее - Воскресенский храм в Старой Ольшанке. Фото 19 июля 2015 года


19 июля 2015 года


19 июля 2015 года

19 июля 2015 года


19 июля 2015 года


19 июля 2015 года


19 июля 2015 года



19 июля 2015 года


19 июля 2015 года


19 июля 2015 года





Tags: Воейковы, Поленовы, Старая Ольшанка, Тамбовская область, усадьбы, храмы
Subscribe

  • Тамбов 20 лет назад и сегодня

    Смотри также «Тамбов 100 лет назад и сегодня».

  • Стучит дождь

    По подоконнику весь вечер барабанит долгожданный весенний дождь, смывающий пыль с городских улиц, зданий, деревьев. Он смывает и остатки снега,…

  • Тамбов 100 лет назад и сегодня

    От авторов видео: «Всем привет, особенно жителям Тамбова! Наконец-то завершены работы по созданию данного проекта, сложность которого трудно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments