В прошлом году второму курсу не успела дочитать античность (Древнюю Грецию, Рим) и Византию, поэтому первые занятия начала именно с них. На примере архитектуры рассказала о том, что в Древней Греции человек стал мерой всех вещей. Например, пропорции самых важных общественных построек, храмов, соответствовали пропорциям человека.
Храм Парфенон. Афины. Фото отсюда
Показала студентам три основных типа ордеров (стоечно-балочных конструкций, в которых используются колонны). Поведала о том, что дорический ордер, самый строгий и простой, по пропорциям уподоблялся мужской фигуре; ионический, более утонченный и украшенный, – женской; коринфский, самый стройный и нарядный, – девичьей.
Потом спросила: видят ли они вокруг себя, в современном пространстве, в окружающей архитектуре, древнегреческие ордера? Они стали вспоминать: здание гостиного двора на улице Советской, кафедральный Спасо-Преображенский собор на Соборной площади…

Гостиный двор (на переднем плане) и Спасо-Преображенский собор (на дальнем). Тамбов. Фото Ю.М. Инякина

Центральный купол Спасо-Преображенского собора в Тамбове. Фото 2007 года
Потом, выглянув в окно актового зала, заметили ордер на фасаде Казанского собора Казанского монастыря.

Казанский собор Казанского монастыря в Тамбове
Спрашиваю:
– А в интерьере зала, в котором сейчас находимся, есть ордерные мотивы?
– Да! – удивляются они, обнаружив, что на фоне выкрашенных стен выступают белые пилястры, имитирующие колонны.

Актовый зал здания Тамбовской духовной семинарии. Фото 2013 года
– А какой ордер здесь видите? – интересуюсь.
– Коринфский! – еще более удивляются ребята. – Это что же получается: в мужском монастыре ордер воспроизводит девичью фигуру?!!