«Тот беспрецедентный по меркам мировой истории погром, который пережило культурное наследие России в 1920-1950-е годы, с рецидивами вплоть до 1990-х, имел в основе именно это самое враждебное идеологическое отношение к артефактам культурного наследия. Большевики первых пятилеток рушили именно ненавистные им «символы старого режима», а не просто здания, которые представлялись им не выдерживающими архитектурной или градостроительной критики. Это ведь Ленин, согласно мемуаристам 1918 года, величал кремлевские соборы «каменными агитаторами». Это ведь Красные ворота именовались в советской печати воплощением верноподданических чувств монархически настроенного купечества, а Сухарева башня – памятником реакционному полковнику, подавившему классово близкий стрелецкий бунт. И так далее, по списку погибших шедевров. Это ведь о выступлениях в защиту памятников старины Каганович говорил на партсобраниях как о проявлении ожесточенной классовой борьбы в архитектуре и как о стремлении найти повод упрекнуть советскую власть в вандализме…
Это все далеко не дела давно минувших дней, как может показаться. Как только исторические памятники и артефакты оказываются объектом «политики, опрокинутой в прошлое» – ничего хорошего для них ждать не приходится. Поэтому мы перелицовываем обелиск в Александровском саду и заменяем подлинный артефакт 1918 года новоделом 2013-го, полагая, что восстанавливаем тем самым историческую справедливость. Памятники Ленину валят на Украине ведь не из эстетического ими недовольства и даже не от критического отношения к идеям изображаемого персонажа, в книги с которого 90% ниспровергателей монументов, полагаю, даже и не заглядывали. Просто для нынешней украинской власти и нынешней украинской общественности это зримые символы общей судьбы с Россией, т.е. опять-таки символы ненавистного прошлого.
В общем, когда общество теряет чувство «большой истории» и начинает оценивать памятники прошлого исключительно в контексте времени их создания, личности их создателей или слишком конкретно понятого их идеологического смысла – оно тем самым подписывает памятникам приговор. Который, похоже, мы уже начали приводить в исполнение.
Потому что идеологии бывают разные, одна сменяет другую, а ресурсы настоящего, не суррогатного, наследия ограничены. Памятников на всех не напасешься. Они как нервные клетки – не восстанавливаются».
Источник: Хранители наследия