marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

"...историческое здание – это и красиво, это и документ истории, твоей истории"

Из интервью архитектора-реставратора Сергея Куликова на сайте «Хранители наследия»:

- Эстетика рождается потихоньку. Человек не рождается с любовью к памятникам. Постепенно возникает понимание, что историческое здание – это и красиво, это и документ истории, твоей истории […].

Я помню, в молодости был командирован в Вологду. И там общался с простыми рабочими, трудившимися на памятнике. А у меня были навыки каменщика, я же до прихода в ЦНРПМ четыре года отработал на стройках. И вот я им стал говорить, что как здорово, что «все мы здесь сегодня собрались», что вот в реставрации кирпич вот так тешется, а вот это так компонуется. И они увлекались. Увлеклись не только зарабатыванием денег, но и приобщением к мысли, что спасают старинное здание. То есть участвуют в процессе более высокого уровня.

Да, сейчас много неофитства. Желания добавить в памятник красоты. Но нельзя людей в этом винить, просто так шла их жизнь, так формировалась их внутренняя эстетика. Мы – заложники истории.

Каждый пытается в ней найти удобное место для себя, точку психологического комфорта. Кто-то обрел православие и для него вдруг все, что было с храмами и монастырями в XX веке – это мерзость запустения советского периода. Хотя разрушения и вандализм были и в XVII веке, и в Синодальный период. Все же живые люди. Например, в Кирилловом монастыре монахи выпиливали связи металлические и продавали, разорили библиотеку монастырскую, сейчас часть её во Франции в архивах.

Воссоздание – это попытка воссоздать золотой век. Когда вроде как было хорошо. Люди не хотят мириться с действительностью. Вот говорят же, что надо жить со всеми в мире, то есть осознавать и принимать людей такими, какие они есть, принимать мир во всем его многообразии. Но это очень сложно. Сейчас мы так пока не можем. Я имею в виду общество в целом, конечно.

Вот я все время думал раньше, почему Рим – вечный город? Где эта вечность? Ну, да, история, архитектура и прочие древности, но только ли в этом?

А потом как-то забрел в район Трастевере за Тибром. Потертые домики, ветхие, непонятные… Выставки какие-то, богема. И я понял, что вот это и есть вечность – в вечной преемственности жизни, которая течет помимо эпох, изменений климата, смены тиранов. Город сохраняет преемственность в ритме, разговорах, людях. У нас этого, к сожалению, нет или если есть, то трудно уловимо.

А реставрация как раз и учит тому, что жизнь тянется сплошной нитью. И тогда темные потертые серые стены кремля в древнем монастыре оцениваются как часть жизни. А у нас все красят, чтобы показать, что – вот, сегодня – это комфорт, жизнь другая.

Я когда приезжаю на объект и даже если вижу непорядок, то воспринимаю это как часть исторического процесса, вижу в этом как бы поверхность времени. Итальянцы, испанцы ощущают это кожей. В Греции – то же самое. На Крите – многое разваливается, но у них нет желания, чтобы все улучшить разом, потому что радость жизни и полноты – важнее полировки.

Но мы, прошедшие разруху и коммуналки, смотрим на все по-другому. Мы не хотим повторения этого, не хотим видеть какие-то признаки той ситуации...

5[1].jpg
Tags: охрана памятников
Subscribe

  • "Тамбов - город на Цне"

    В книге говорится о том, что современное градостроительство в Тамбове – территории, особо уязвимой от воздействия атмосферных и грунтовых вод,…

  • Пять лет назад Державинский мост стал памятником

    В приказе областного управления культуры и архивного дела от 25 августа 2015 года говорилось: «1. Включить выявленный объект культурного…

  • История охраны памятников

    Цитата: «...разрушительное воздействие на памятники... может усиливаться из-за формирования в индустриальных обществах…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments