marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Державинский мост: Строители побеждают градостроителей

Глядя на первый генеральный план города Тамбова 1781 года, который был достаточно простым, рациональным и похожим на планы городов-современников, где многое, благодаря градостроителям (городским планировщикам), было идеально устроено, можно сделать вывод, что тамбовцам/тамбовчанам надо возвращаться к изучению первоисточника и исторического опыта, показывающего, как развивался населенный пункт.

Конфирмованный план Тамбова 1781 г.
Конфирмованный план города Тамбова 1781 года

Утвержденные генпланы города, безусловно, не могли оставаться неизменными. На протяжении более чем 234 лет в них постоянно вносились коррективы, но они были продиктованы не чьей-то сиюминутной выгодой, как зачастую бывает сегодня, а градостроительной логикой.

Через два года после подписания Екатериной II регулярного плана Тамбова (1781), его стали претворять в жизнь при строительстве каменных домов купцов Антона Толмачёва и Матвея Малина, а также будущей аптеки Вернера. Фасады этих зданий и их флигелей сформировали одну из главных линий первого квартала большой центральной Наместнической (Дворцовой) площади города, лежавшей перед кафедральным Спасо-Преображенским собором. С того периода Тамбов стал активно перестраиваться, а его улицы, согласно генеральному плану, выпрямляться, что стоило городским жителям многих слез и материальных затрат.

Однако вскоре генплан стали корректировать. В 1785 году по проекту архитектора Н.А. Львова почтовый двор возвели не на правом берегу Студенца, как планировали, а на левом – у Троицко-Никольской церкви Пушкарской слободы. Такое изменение было вполне оправдано, поскольку именно сюда, к этому месту, подходила дорога от Московской заставы, а через деревянный студенецкий мост на правый берег во время весеннего половодья, когда вода сметала все на своем пути, не всегда можно было переправиться.

В 1786 году в Тамбов прибыл Г.Р. Державин, назначенный на должность правителя  Тамбовского наместничества. Именно ему пришлось составлять и подписывать первый градостроительный регламент, который стал использоваться при строительстве в наместническом центре и малых городах (см. здесь и здесь). С тех пор стала формироваться основная структура Тамбова, которая в своей основе в историческом центре сохраняется до сих пор.

Строительство в 1786–1788 годах, при Державине, каменного трехарочного  моста через речку Студенец, тоже противоречило  генплану, как и почтового двора. Казенное мостовое сооружение должно было возводиться на улице Базарной, которая при его наличии могла стать более привлекательной для купцов и постепенно обрести не меньшую значимость, чем современная улица Советская (в разное время называлась Астраханской, Большой, Наместнической, Перспективной, Дворцовой). При таком раскладе весь город Тамбов получил бы совсем другой план развития и, следовательно, другой градостроительный образ.

Возведение Державинского моста именно в этом месте, вопреки генплану, имело свое оправдание. Во-первых, после появления почтового двора здесь возник важнейший междугородний транспортный узел. Во-вторых, необходимо было достойно оформить въезд в центр города – на Наместническую (Дворцовую) площадь, на которой располагались главные общественные постройки (религиозная и светские).

Сегодня историческая часть Тамбова страдает от автомобильных пробок и перегрузок коммуникационных сетей, возникших благодаря непродуманной, хаотичной (точечной) застройке – возведению многоэтажек и ТРЦ, уплотнению пространства путем уничтожения зеленых зон и старых кварталов. Строители торжествуют над градостроителями, лоббируя свои личные интересы, которые коренным образом расходятся с потребностями всего города. Чего только стоит одно незаконное возведение коллектора, в который поместили историческую часть Студенца!

Во время заседаний в областном суде судья неоднократно задавал вопросы представителям городских структур, выдавшим разрешение на строительство: «В чем целесообразность сооружения коллектора в этом месте?» Показательно, что никто на этот вопрос ответить не мог, поскольку помещение малой реки в трубу никакими градостроительными целями не обосновано. Данный факт подтвердил один из представителей областного учреждения госэкспертизы, открыто заявивший, что это продиктовано личными интересами инвестора: «Коллектор был необходим для строительства в этом месте ТРЦ, чтобы аннулировать водоохранную зону Студенца».

В угоду строителям, для возведения ТРЦ, даже внесли нецелесообразные изменения в генплан, утвержденный в 2009 году. Если генплан является одним из главных документов концепции развития города, а его постоянно перекраивают вопреки градостроительной логике, то о каком вообще «развитии» после этого можно говорить!

Объяснять хаотичную застройку развитием могут люди либо некомпетентные, либо сознательно стремящиеся ввести общество в заблуждение.
Tags: Державинский мост, Тамбов, градостроительство, праздники
Subscribe

  • Статья в сборнике "Феофановские чтения"

    12 октября 2019 года принимала участие в Феофановских чтениях, которые проходили в Вышенском монастыре. Материалы опубликованы. Оставлю здесь свою…

  • Тамбов 20 лет назад и сегодня

    Смотри также «Тамбов 100 лет назад и сегодня».

  • Стучит дождь

    По подоконнику весь вечер барабанит долгожданный весенний дождь, смывающий пыль с городских улиц, зданий, деревьев. Он смывает и остатки снега,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments