Евгений Владиславович Рябинский родился в старинном моршанском селе Алгасово в семье учителей. С детства он приобщился к миру изобразительного искусства через журнал «Юный художник», полюбил рисовать и стал мечтать о судьбе профессионального живописца.
Во время Великой Отечественной войны Евгений Рябинский служил на Ленинградском фронте, а после демобилизации, получив образование в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И.Сурикова, поселился в Тамбове. Малую родину он прославил своими полотнами, показанными на выставках и вошедшими в художественные каталоги и альбомы второй половины XX века.
Ныне работы художника хранятся в государственных и частных коллекциях нашей страны и за рубежом. Три из них – в основном фонде Государственной Третьяковской галереи.
Называя сегодня фамилию Рябинского, подразумеваю целую эпоху в изобразительном искусстве Тамбовского края и плеяду выпускников художественных ВУЗов Москвы и Петербурга, не побоявшихся после институтов вернуться в провинцию и задавших тон всей художественной жизни. Рябинский, Краснов, Лебедев, Вельцен, Соловьёв. Их творчество индивидуально, но фамилии стоят рядом – точно так, как они запечатлены на фотографиях; точно так, как их работы стоят во множестве художественных каталогах.
Эту эпоху в изобразительном искусстве принято называть «советским искусством». Можно по-разному относиться и к понятию, и к самому искусству, тем не менее, трудно отрицать факт того, что оно представляет собой интереснейшее явление в культуре нашей страны. Трудно найти период истории, когда искусством занимались бы с таким энтузиазмом и даже одержимостью. Искусство для многих людей в какой-то степени заменяло религию, ему самозабвенно служили. Музеи, театры, библиотеки воспринимались храмами искусств. И они действительно выполняли высокую миссию – помогали обществу совершенствоваться, становиться лучше, служили образованию и воспитанию.
Мне удалось очень близко соприкоснуться с художественным духом той эпохи в лице творчества Евгения Владиславовича Рябинского, познакомившись с ним в 1998 году. Повод для знакомства был вполне традиционен: он окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, и я окончила тот же ВУЗ. И хотя разница в возрасте была велика, нам было интересно общаться, тем более что Евгений Владиславович был человеком доброжелательным, никогда не ставящим себя выше собеседника, относящимся к людям с интересом. Во всяком случае, по отношению к себе я запомнила его именно таким. Наше общение с Евгением Владиславовичем постепенно переросло в совместную работу над альбомом-монографией, которая, в целом, была завершена незадолго до смерти художника.
Через год после смерти Рябинского, в 2003 году, был учрежден Тамбовский областной литературно-художественный музей. В постановлении администрации области говорилось, что он создавался в целях сохранения творческого наследия живописца и других уникальных коллекций, связанных с культурой края.
Е.В. Рябинский. Людочка. 1952
За 4,5 года существования литературно-художественного музея удалось сформировать фонды в количестве около 10000 экспонатов, которые передавались частными коллекционерами безвозмездно. Фонд Рябинского составлял около 1000 предметов основного и вспомогательного фондов (1/10 часть всех собраний). В основном, это были журналы и книги из библиотеки художника, биографический материал – фотографии и дипломы.
Семья художника передала в музей 17 работ Евгения Владиславовича (в областной картинной галереи – 57 работ; в областном краеведческом музее – 16; в семье Рябинских – около 1000 графических и живописных работ). Музей проделал большую работу по переводу изображений почти всего творческого наследия Рябинского в электронный вид, создав каталог рисунков, этюдов, картин.
Два года в литературно-художественном музее на должности научного сотрудника работала вдова художника – Галина Владимировна Рябинская, которая занималась только темой, связанной с творчеством мужа: проводила лекции, беседы, выставки из частной коллекции, начала писать воспоминания.
В 2007 году, с приходом в областное управление культуры нового начальника С.А. Чеботарёва, началась активная «оптимизация» этой сферы деятельности. Тогда были соединены или упразднены многие областные учреждения: закрыта юношеская библиотека и некоторые районные музеи, соединены драматический и кукольный театры, Рахманиновский центр и областная филармония, несколько архивов. Литературно-художественный музей, арендовавший тогда площадь в доме М.А. Боратынского, тоже не избежал реорганизации – его присоединили к краеведческому музею, где даже не создали одноименного отдела. Реорганизация свелась к передаче музейных фондов, мебели и оборудования, увольнении сотрудников и снятии учреждения с учета во всех органах.
Литературно-художественный музей, находясь в доме Боратынского – выявленном объекте культурного наследия, мог способствовать его сохранению. Однако летом 2010 года, ровно пять лет назад, здание, принадлежавшее известному дворянскому роду, было снесено... До сих пор виновные в этом преступлении не установлены.
Нет до сих пор и постоянной экспозиции Евгения Рябинского, Почетного гражданина города Тамбова, работы которого могли бы послужить повышению престижа его малой родины, а также делу художественного образования и воспитания.
Е.В. Рябинский. Соловецкий монастырь. 1982
Е.В. Рябинский. Хлебниково. 1987
Е.В. Рябинский. Земля тамбовская. 1984
Е.В. Рябинский. Рожь зеленая. 1987
Е.В. Рябинский. Весенняя береза. 1989
Е.В. Рябинский. Сумерки. 1984
Е.В. Рябинский. Март в Лёвино. 1993
Е.В. Рябинский. Васильки. 1992
Е.В. Рябинский. Весенний ветер. 1997
Е.В. Рябинский. Перед грозой. 1997
Е.В. Рябинский. Моя родина (родные края). 1998
Е.В. Рябинский. Радость весны. 2002