marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Category:

Каменные мосты Европы (часть 2)

Начало здесь.

Державинский мост в Тамбове возводился под руководством каменных дел мастера итальянца Лукини, которого сюда, к Г.Р. Державину, прислал из Петербурга его друг архитектор Н.А. Львов. Лукини обладал большим опытом строительства такого рода сооружений, поскольку за его плечами стояли вековые европейские традиции.


Флоренция, Ponte Vecchio — Старый или Золотой мост во Флоренции. 1345. Фото отсюда

В средние века применение пологих сводов становится уже системой, приводящей к постепенному увеличению пролетов* (табл. 3). Примером здесь могут служить мосты Италии*, где появляется ряд выдающихся сооружений с пролетами от 29 до 72 м и пологостью сводов от 1/3,4 (мост Треццо в Ломбардии) до 1/7,5 (мост Понте-Веккио во Флоренции).

Таблица 3
Известные мосты Средневековья и Эпохи Возрождения
Название моста Длина моста, м Размер наибольшего пролета l, м Пологость свода f/l
Мост Святого Духа через р. Рону Франция, 1307 г. 150 30,5 1/3
Мост Александры* во Флоренции (Италия), конец XIII в. 150 30,0 1/6 (!)
Карлов мост через р. Влтаву в г. Праге (Чехия), 1357 г. (рис. 3) 515 (!) 23,4 1/2
Мост Каcтельвеккио в г. Вероне (Италия), 1356г. 130 48,7 (!) 1/4 (!)
Мост через р. Адду** в г. Треццо в Ломбардии (Северная Италия), 1377 г. - 72,0 (!) 1/3,4
Мост Понте-Веккио во Флоренции (Италия), 1345 г. (рис. 4,а) 120 29,2 1/7,5 (!)
Мост Риальто в Венеции (Италия), 1591 г. (рис. 4,б) 50 27,0 1/4
Мост в г. Тулузе (Франция), 1632 г. 210 34,4 1/2,5
Мост Самюр через р. Луару (Франция), 1779 г. (рис. 5) 250 19,5 1/3
Мост через р. Уазу*** в г. Сен-Максанс (Франция), 1786 г. 80 23,4 1/11,2 (!!)

* Первый пример моста со столь пологими арками.
** Мост был разрушен во время осады замка Треццо через 40 лет после строительства, но размер его пролета был превышен только через 525 лет инженером П. Сежурне.
*** Здесь нашли отражение идеи Ж.-Р. Перроне – применен самый пологий на тот период свод, очерченный по дуге круга; опоры в виде колонн, опирающихся на общий фундамент.

Но эти робкие шаги основывались только на опыте, и лишь когда в конце XVIII в. был разработан метод расчета пологих сводов, пологость 1/4 и больше стала совсем не редкостью.

«Чемпионом» до XIX в. по пологости можно считать свод моста через р. Уазу во Франции (f/l = 1/11,2 !!; пролет 23,4 м).

В каменных мостах Средневековья достаточно часто применялись свайные ростверки взамен каменной отсыпки, подошва ростверка закладывалась уже ниже уровня воды в межени. Использовались своды не только кругового или сегментного очертания, но и более сложной геометрии. Наряду с ростом длины пролетов возрастала и ширина моста, а следовательно и ширина сводов. Например, ширина Королевского моста через р. Сену в г. Париже (построен в 1687 г. была рекордной для своего времени – 24 м. Рекордным для этого моста было и сечение примененных в ростверке деревянных свай – от 27 до 33 см (по 5 свай на 1 м2 площади).

Bridge Pont Royal.JPG
Париж, Pont Royal - мост Руаяль. 1687. Фото В. Шеляпина

DSC00679 Ile de la Cite.JPG
Париж, Pont Neuf - Новый мост. 1604. Фото отсюда

Развитие указанных положительных тенденций явилось следствием учрежденной в Париже в 1681 г. Архитектурно-строительной академии.

Технические решения, выходящие из стен академии, не просто воплощались в мостах ХVII–ХVIII вв., но и часто определяли подход к конструктивной форме мостов или их общей композиции, определяли размеры сводов и их пологость. На примере парижских мостов это особенно заметно:

- на мосту Нотр-Дам (1507 г.) впервые в мире использован прием для улучшения прохода паводковых вод, известный под названием «коровьи рога»;

- начиная с Королевского моста, фундаменты промежуточных опор опускали на 5–6 м ниже межени, устраивали свайный ростверк и водоотлив от котлована;

- если в XVI–XVII вв. пологость свода мостов еще по инерции соответствовала старым римским традициям (мосты Нотр-Дам, Мари, Меняльный мост), то с начала XIX в. пологость сводов меняется от 1/3 до 1/6 и даже до 1/7,5 (мост Инвалидов постройки 1829 г., табл. 4).

Таблица 4
Некоторые из Парижских каменных мостов
Название мостов Год постройки Длина моста, м Ширина моста, м Размер наибольшего пролета l, м Пологость свода f/l
Мост Нотр-Дам 1507 - 20,0 24,0 1/2,5
Новый мост 1604 238 (!) 12,5 20,5 1/4
Мост Мари 1630 92 22,6 22,0 1/3
Меняльный мост 1639 103 30,0 25,0 1/3
Мост Пон-Руаяль 1687 130 16,4 23,4 1/3
Мост Нейи 1773 > 200 16,0 39 (!) 1/8,5 (!)
Мост Согласия 1791 153 42,0 (!!) 31,1 1/8 (!)
Мост Аустерлиц 1807 174 18,0 30,0 1/3
Мост Архиепископства 1828 67 11,0 25,0 1/6,6
Мост Инвалидов 1829 152 18,0 24,0 1/7,5
Малый мост 1853 32 20,0 24,0 1/6
Мост Альма 1855 140 20,0 43,0 1/5
Мост Луи-Филиппа 1862 100 16,0 27,0 1/4,4
Мост Вегсу 1864 175 40,0 (!) 30,0 1/4,8
Мост Националь 1870 188,5 34,0 25,0 1/3,5
Мост Tolbiac 1882 168 20,0 32,0 1/4,2
Повсеместно при укладке камней начинают применять известковые растворы, которые постепенно вытесняются известково-цементными, применявшимися до 1890 г., а в дальнейшем – цементными (впервые цементный раствор был применен на мосту Альма через р. Сену в середине XIX в).

По материалам статьи В.И. Шестерикова "Каменные мосты России" (Автомобильные дороги и мосты. 2004. Вып. 7)

Pont des Invalides Paris FRA 002.JPG
Париж, Pont des Invalides - мост Инвалидов. 1829. Фото отсюда

Tags: Державинский мост, зарубежный опыт, мосты
Subscribe

  • Не перевелись ещё ёжики на Студенце!

    На прошлой неделе вечером встретили ежа близ мостика у магазина «Эконом». Он бодро шёл вдоль берега реки по каким-то своим делам. Его догнали две…

  • Геометрия осеннего города

    Вы когда-нибудь видели небо в разноцветную полосочку? У нас на днях было. Геометрия осеннего города. Фото 6 октября 2021 года

  • Включили отопление!

    Вчера в одной части нашей квартиры включили-таки отопление, о чем уже перестали мечтать. Дело в том, что с весны в нашем доме идет капитальный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments