Ранее рассказывала, что для изготовления доски предоставила все имеющиеся у меня материалы: дореволюционные фотографии моста, архивное описание, изображение советского времени. Виктор Сергеевич вылепил эскиз мостового сооружения для рельефа, который я немного покритиковала (см. здесь и здесь) как несоответствующий историческим реальностям. Позже приезжала в мастерскую скульптора второй раз, но нового эскиза в пластилине тогда не увидела – мне был показан лишь общий рисунок на бумаге. Сегодня Виктор Сергеевич опять приглашал меня к себе для обсуждения нового эскизного варианта, потом предложил сам приехать ко мне. Однако в век интернета считаю, что подобные вопросы можно решать быстрее и проще, не выходя из помещения. Рада, что рядом со скульптором оказался Виктор Владимирович, который сфотографировал эскиз и прислал мне на FB. Теперь его можно проанализировать и даже немного изменить с помощью компьютерных программ.
Если ранее арки моста были изображены полуциркульными, что не соответствовало действительности, то теперь они такие, как надо – трехцентровые.
Если ранее мост был изображен сложенным из природного камня, что не являлось достоверным, то теперь он такой, как есть на самом деле, – из кирпича.
Во-первых, мостовое сооружение почему-то получилось как будто вырезанным из пространства, отрезанным от берегов реки, поэтому зрительно превратилось в маленький парковый мостик. Однако его размеры в действительности не могут не впечатлять – как-никак 130 м. Для того чтобы устранить этот недостаток, необходимо продлить мост с двух сторон. Тогда сразу возникает необходимое пространство, а сама постройка перестанет выглядеть детской игрушкой.
Во-вторых, при изображении фонарей не соблюден масштаб, поэтому они получились просто гигантскими. Это можно наглядно увидеть, если в арку моста поместить размер фигуры человека и сравнить ее с величиной фонарей (их высота достигает 4-х человеческих фигур). Считаю, что фонари здесь вообще не нужны, поскольку являются слишком маленькими деталями, если их изображать правильно, сомасштабно постройке. К количеству тумб решила не придираться, хотя их было в два раза меньше.
В-третьих, в изображении моста не надо «пересчитывать» все кирпичи, т.е. все их старательно изображать, ведь поверхность была оштукатурена, да и сейчас тоже. Достаточно лишь кое-где наметить рельеф кладки, чтобы дать понять, что сооружение кирпичное – так, как оно и выглядит в реальности.
Наконец, в-четвертых, в новом эскизе опять нет декоративных кругов между арками, о которых я говорила с самого начала.
Одним словом, в новом эскизе устранены главные, самые вопиющие недостатки, присутствовавшие в первом варианте, но остается ощущение, что Виктор Сергеевич к мосту так и не ходил, на подлинник не смотрел, а работал по представлениям. Да и кто его туда пустил бы, на огороженную территорию стройки! Поэтому его эскиз пришлось немного подправить – для того, чтобы он обрел не только достоверность, но и пластическую цельность.