marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

МИР ВЕЩЕЙ……. Linoleum. ЛИНОЛИУМ В ИНТЕРЬЕРЕ XIX ВЕКА. МУРАНОВО

Оригинал взят у levakov в МИР ВЕЩЕЙ……. Linoleum. ЛИНОЛИУМ В ИНТЕРЬЕРЕ XIX ВЕКА. МУРАНОВО.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИНОЛИУМ В ИНТЕРЬЕРЕ XIX ВЕКА

(По материалам комплексного историко-архитектурного обследования усадьбы МУРАНОВО 1970-1994гг.)


ВВЕДЕНИЕ.

В художественной среде можно часто встретить выражение: «гравюра на линолеуме». И действительно, этот вид художественного творчества практически вытеснил гравюру на дереве и металле. Но, в данном случае речь идет о линолеуме, как одном из видов покрытия полов. Причиной интереса к теме и написания статьи послужил случай из реставрационной практики. После смерти К.В.ПИГАРЕВА, директора музея МУРАНОВО и старейшего музейного специалиста, в музее произошли некоторые изменения. Коснулись они и флигеля Э.Ф.Тютчевой, находящегося в собственности потомков Тютчевых. Был проведен ремонт без учета историко-мемориального значения здания. Ремонт был косметический, но, к сожалению, были ободраны обои (частично) и снят линолеум. В один из плановых приездов я увидел кучу строительного мусора, и естественно в первую очередь осмотрел и отобрал образцы обоев. Их легко датировать по газетам. Как правило, разница между наклейкой обоев и выпуском газеты составляет год-два. Это объясняется просто. Интересные газеты в те годы собирали в подшивки и иногда переплетали для удобства пользования и хранения в домашней библиотеке. Остальные шли на растопку печей. Часть откладывали для наклейки обоев. По главному мурановскому дому и флигелю была собрана громадная подборка многослойных пластов обоев 19-нач. 20 вв. Часть из них удалось расслоить и законсервировать. Эта работа была выполнена под руководством к.т.н. М.ЮСУПОВОЙ. Как и многие другие темы, эту работу завершить не удалось. А вот линолеум. Сначала, показалось, что он не очень старый (видимо так наверно подумали и те, кто начал ремонт). Приглядевшись и просмотрев литературу, понял, что отдельные образцы практически ровесники флигеля. Разница составляла десять-пятнадцать лет. Инцидент послужил поводом для заказа проекта реставрации флигеля. В дальнейшем, при проведении исследования по главному дому этот фактор был учтен. С образцами по флигелю подборка по главному дому составила интересную коллекцию. Проектом было предусмотрено максимально полное сохранение покрытий пола и возвращение линолеума на своё место после проведения комплексных реставрационных работ. Для хранения линолеума на период производства работ было оборудовано специальное помещение. ( Для всех элементов интерьера были оборудованы временные хранилища: для паркета, оконных и дверных проёмов с заполнением, печных изразцов, скобяных и латунных приборов и т.д.). По завершению работ, практически всё было установлено на свои места. Увы, кроме линолеума. К сожалению, что с ним стало, я не знаю. Статья была написана в 1992году. В 1994году сдана для включения в ежегодный сборник института Россреставрация. (это совпало с периодом кардинальных изменений в стране, и выпуски ежегодных публикаций института были заморожены). Подборка эталонных образцов линолеума и клейм вместе с экземпляром статьи переданы в музей-заповедник «КОЛОМЕНСКОЕ». Еще один экземпляр хранился в архиве «Реставрационного треста». Прошло пятнадцать лет. В мире реставраторов, искусствоведов и музейных работников появился интерес к данному предмету. Статьи по истории линолеума, специализированные книги-сборники, отдельные выставки и даже музей линолеума. Масса информации об истории изобретения, сведения о выдачи патентов, даты, технологические особенности и различия при производстве. Параллели с другими видами покрытия полов: промасленный холст, клеёнка, сукно, многослойная покраска с разделкой под дерево, кожа ит.д. и т.п. Всё это в изобилие имеется в Интернете. Статью привожу практически без изменений. Фоторепродукции выполнены со старых слайдов и конечно желают лучшего. Дополнительно включены несколько фотографий из Интернета и ссылки в разделе ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ.

Долгое время мне не удавалось найти экземпляр. Помощь пришла от моего давнишнего товарища по работе, участника многих проектов реставрации, в том числе и по Мураново, Наташи ГОЛЬДМАН. За, что ей низкий поклон и благодарность.

                                                Леваков И.А.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИНОЛИУМ В ИНТЕРЬЕРЕ XIX ВЕКА

Занимаясь практической реставрацией памятников истории и архитектуры, специалисты, как правило, редко обращают внимание на поздние конструкции и отделочные материалы. Они относят их к настоящему времени, условно датируя как довоенные, имея в виду период до 1941 г.

К таким строительным элементам относятся железобетонные своды, пустотелые бетонные блоки, стеклоблоки, металлоконструкции, рольный свинец, цинковые водостоки, полы из метлахской плитки, асфальтовые покрытия, войлочный утеплитель, картон, линкруст, клеенка, линолеум, отопительная и осветительная арматура и т. д.

Конечно, при реставрации уникальных объектов XVXVIII вв. этот подход может быть оправдан, хотя методически было бы правильней фиксировать все временные наслоения, что способствовало бы накоплению сведений по истории строительных материалов и технологий да и самого объекта.

При работе с памятниками XIX в. и особенно имеющими историко-мемориальное значение «никчемных мелочей» быть не может.

Скрупулезность в изучении позволяет реконструировать не только архитектурную среду жилого интерьера, но и воссоздать живую атмосферу мемориала, так называемый «эффект присутствия».

Целью настоящей статьи явилось желание обратить внимание музейных работников и реставраторов на такой заурядный материал отделки полов, как линолеум.

В нашем сознании он ассоциируется с активным строительством в 1960-х гг. пятиэтажных домов, когда вместо паркета и добротных дощатых полов его вновь стали применять.

Между тем материал этот довольно широко практиковался в Западной Европе и России с последней четверти XIX века.

Обратившись к энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и М.А. Эфрона, мы с удивлением (в который раз) находим нужную информацию, знакомясь с чудесной статьей А. Соколова «Линолеум».

Статья столь полная и исчерпывающая, что к ней трудно что-либо добавить. Привожу лишь первый ее абзац: «Линолеум — особый вид клееночных изделий, называемых также пробковыми коврами, изобретен в сравнительно недавнее время и получает ныне большое распространение, как наилучший материал для устройства чистого полового настила в жилых помещениях…».

Далее автор подробно останавливается на технологии изготовления линолеума, отмечая при этом, что изобретен он в 1860-х гг. в Англии. (По другим сведениям называются более ранние даты).

Не буду оспаривать мнение автора статьи и утверждать, что «Россия — родина слонов», но, учитывая, что основной компонент данного материала — льняное масло (по мнению А. Соколова это определило его название), свой вклад сделан и российскими предпринимателями.

По-видимому, как и большинство изобретений, линолеум был разработан одновременно в разных странах, что вызвано ростом промышленного производства и активным строительством доходных домов.

Фактически сам способ устройства монолитного, водонепроницаемого и художественно оформленного материала покрытия полов был известен и активно применялся значительно раньше. Таковым является покраска полов «под паркет».

Из многочисленных рецептов привожу лишь один сокращенный вариант:

Хорошо сплоченные из сосновых щитов во фриз, полы столярной работы, имевшие практически идеальную поверхность, часто просто натирались воском со скипидаром. При этом добивались эффекта цельного дерева. Такое покрытие из-за мягкости сосны существовало недолго. Приходилось воск менять на покраску.

Поверхность полностью очищали и обезжиривали, затем пропитывали подогретой очищенной натуральной олифой за несколько раз. После высыхания наклеивали на специальной замазке грубый холст с редкими ячейками, затем пол заливали нагретым крепким раствором шубного клея, смешанного с охрой. Подготовленный таким образом пол опять просушивали и затем шпаклевали. Сложного состава шпаклевку выливали сразу на пол и разглаживали с одного края комнаты до другого так, чтобы сравнять поверхность пола.

Когда первая шпаклевка просыхала, пол шлифовали сухой пемзой и снова шпаклевали более жестким раствором и шлифовали так до получения ровного однородного покрытия.

Следующий этап — грунтовка олифой с добавлением охры за несколько раз, чтобы не было на поверхности плохо пропитанных мест, отмеченных матовыми пятнами.

По высушке грунтовки пол снова шлифовали пемзой сухой или мокрой и приступали к самой покраске, которую выполняли за два раза на натуральной льняной олифе.

Затем производилась сложная работа по разделке окрашенных поверхностей под дубовый или иной паркет. В старые времена для этого пользовались разделочными гребенками и кистью, а иногда резиновым(кожаным) валиком с рисунком под дерево. В конце XIX в. стали употреблять специальную переводную бумагу.

Затем пол за несколько раз покрывали лаком с просушкой и шлифовкой

В результате такой покраски образовывался слой толщиной в несколько миллиметров. Фактически это и был линолеум, только изготовленный вручную и стационарно. (Именно такой вариант отделки чистых полов времен Е.А Баратынского был выявлен в основание соснового паркета библиотеки главного дома Мураново. При нем, это была малая столовая с камином. Камин в зале появился значительно позже. Большое количество фрагментов полов, сохранивших рисунок, были использованы в качестве материала вторичного использования для устройства «фундамента» паркета).

Безусловной заслугой англичан было изобретение машины для фабричного массового производства линолеума с сотнями вариантов рисунков. При этом они использовали и усовершенствовали ранее существующую технологию изготовления клеенки.

К сожалению, не удалось выявить промышленных каталогов и торговых прейскурантов на линолеум. Их отсутствие отчасти компенсируется коллекцией линолеума, полученной в ходе реставрационных работ по объектам музея-усадьбы «Мураново». Это более десяти типов образцов с различным рисунком и один тип без рисунка с фабричными и заводскими клеймами (смотри рисунки с 1 по 13).

Наиболее старые образцы с рисунком под циновку можно отнести к последнее четверти XIX в. Этот тип линолеума обнаружен на I-м этаже главного дома и во флигеле (рис.№08).

К этому же времени относится клеенчатое покрытие пола туалетной комнаты флигеля (рис.№05).

Все остальные образцы с рисунком под паркет, мозаичные полы, с ковровым рисунком относятся к ремонтам 1903—1914 гг.

Клейма, выявленные на них, принадлежали двум основным фирмам, работавшим в России. Первая из них — товарищество «Резинового, гуттаперчевого и телеграфного производства под фирмой «Проводник» было основано в Риге в 1888 г. Имело представительства в 72 городах европейской России и в 15 городах азиатской России, 13 в Польше, а также во всех странах Европы. Фирма выпускала линолеум одноцветный, узорчатый и со сквозными узорами.

Вторым предприятием являлось Акционерное общество пробочной мануфактуры Викандера и Ларсона, основанное в 1886 г. в г. Любава и открывшее филиал в 1913 г. в г. Одесса.

Фирма поставляла линолеум во все страны мира и во все города России.

В Москве, по-видимому, было налажено производство линолеума фирмой «Богатырь».

Ряд фирм выпускал имитацию линолеума из клеенки. Таковой, например, была Митавская клеенчатая и шляпная фабрика, бывшая Макс Гребнер (год основания 1900).

Мурановская подборка линолеума помогла существенно дополнить материал по данной теме.

Следующая находка была сделана в цокольном помещении главного дома-усадьбы Отрада Семеновская (смотри рис. 14, 15).

Из сведений, полученных от ведущих архитекторов-реставраторов, известно возможное наличие образцов линолеума во флигеле музея-усадьбы А.П. Чехова в Мелихове, в усадьбе К. Станиславского в Любимовке, в дачном ансамбле Мамонтовка (Дачи Горбова и Мамонтова) и в ряде других объектов.

Автор надеется, что данная статья позволит выявить новые типы линолеума при натурных обследованиях усадебных ансамблей и городских построек XIX — начала XX вв. и архивные материалы по данной теме, а возможно и альбомы образцов.

Рис. 1. Линолеум под паркет из спальни О.Н. Тютчевой и проходной комнаты 2-го этажа главного дома усадьбы.

Рис. 2. Линолеум под паркет из Гоголевской и Аксаковской комнат 2-го этажа главного дома усадьбы.

Рис. 3. Линолеум под паркет из кабинета Н.И. Тютчева 2-го этажа главного дома усадьбы.

Рис. 4. Линолеум под паркет из комнаты Э.Ф. Тютчевой во флигеле усадьбы (в бытность К.В. Пигарева — его личная комната).

Рис. 5. Клеенка под паркет из нижнего слоя покрытия пола туалетной комнаты (наклеена на дощатый пол по масляной краске).

Рис. 6. Линолеум с многоцветным рисунком, отдаленно похожим на метлахскую плитку, из верхнего слоя покрытия пола туалетной комнаты флигеля усадьбы.

Рис. 7. Линолеум под паркет из помещения проходной комнаты и комнаты для прислуги флигеля усадьбы.

Рис. 8. Линолеум под циновку из помещения жилой комнаты флигеля и из туалетной комнаты 1-го этажа главного дома.

Рис. 9. Многоцветный коврик из линолеума, имитирующий натуральный ковер.

Рис. 10. Многоцветный коврик из линолеума, имитирующий мозаичный пол.

Рис. 11. Коврик из линолеума «шахматная доска».

Рис. 12. Фабричное клеймо фирмы «Проводникъ».

Рис. 13. Заводское клеймо Акционерного общества Пробочной мануфактуры Викандер и Ларсон.

Рис. 14. Линолеум под паркет из главного дома усадьбы Орловых-Давыдовых «Отрада» в с. Семеновском Ступинского р-на Московской области. Фото Хромеева В.В.

Рис. 15. Линолеум с декоративным рисунком из главного дома усадьбы Орловых-Давыдовых «Отрада» в с. Семеновском Ступинского р-на Московской области. Фото Хромеева В.В.

Рис. 16. Газетная реклама фирмы «ПРОВОДНИКЪ», эмблема фирмы, в правом верхнем углу, такая же, что и на обратной стороне одноцветного линолеума светлой лестницы главного дома Мураново.(Смотри фото№12). На сайте «Российская империя в фотографиях» можно увидеть фабричные здания фирм «ПРОВОДНИКЪ» и «ТЕУГОЛЬНИК» http://all-photo.ru/empire/index.ru.html?id=14630&aid=0&kk=9fc4d28d68

Рис. 17. Адрес фотографии: http://www.hugovandermolen.nl/brieven/picsI/Linoleum.jpg

Рис 18. Рекламные странички. Armstrongs Linoleum: http://podictionary.com/?p=655 ,и еще одна фирма Congoleum: http://www.congoleum.com/history.html и еще много подобных встречается в Интернете.

Рис.19.Обложка издания: “LORD LINOLEUM

Рис 20. Вот в таких лавочках по всей Российской империи продавали ВСЁ, от булавок и до ковров, клеёнок и ЛИНОЛЕУМА.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Асеев — Оскнер (редактор). Полная школа строительного искусства. Москва — 1898 г.

2. Бартенев И.Л., Баташкова В.Н. Русский интерьер XIX в. Ленинград. «Художник РСФСР» — 1989 г.

3. Леваков И.А. «Дом поэтов» на развилке истории. Советский музей № 6 (80). Ноябрь-декабрь 1984 г.( http://www.archeologia.ru/Library/Book/fb53b19fc070 )

4. Леваков И.А. Проект реставрации флигеля музея-усадьбы «Мураново» им. Ф.И. Тютчева Пушкинского р-на Московской области. Том I. Обмерные чертежи и ЭП (графические материалы). Москва — 1984 г. Научно-технический архив треста «Мособлстройреставрация» Инв. № 416-84.

5. Леваков И.А. Проект реставрации главного дома усадьбы «Мураново». Том XII. Материалы исследований. Москва — 1986 г. Научно-технический архив треста «Мособлстройреставрация». Инв. № 565-84.

6. Леваков И.А. Проект реставрации главного дома усадьбы «Мураново». Том XIII. Эскизный проект реставрации. Москва — 1986 г. Научно-технический архив треста «Мособлстройреставрация». Инв. № 566-84.

7. Пигарев К.В. Мураново. Московский рабочий. 1957 г.

8. Расстригин В.А. Мураново. Комплект открытий. Ленинград. Аврора. 1978 г.

9. Соколов А. Линолеум. Энциклопедический словарь. Том XVII. С-Петербург — 1986 г. (http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/060/60854.htm)

10. Соловьев К.А. Русский художественный паркет. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва — 1953 г.

11. Фишер Гуго. «Geschicte, Eigenschaften und Fateikation des Linoleums». 1888 г.

12. Шоберъ Ф.А. (редактор). Фабрично-заводские предприятия Российской империи. Издание II. Петроград — 1914 г.

13.Художественный линолеум в интерьере XIX века. Инв. № 438-92

14. Linoleum: History, Design, Architecture: 1882-2000 by Gerhard Kaldewei, Ingrid Nina Bell, Nils Aschenbeck, and Julia Franke (Hardcover - Mar 15, 2001)

15. Museum of Linoleum is a division of The Recommission Agency. Museum Director J. Williamson. William Morris Linoleum http://www.museum-of-linoleum.com/williamMorris.html http://www.museum-of-linoleum.com/gallery1.html

16. Orchard & Wilhelm Co of Omaha, NE : http://petchhouse.blogspot.com/2007/06/lino-find.html

17. LINOLEUM- Another Industrial “Accident” (May, 1936)

Tags: Боратынские, Мураново, усадьбы
Subscribe

  • Тамбов 20 лет назад и сегодня

    Смотри также «Тамбов 100 лет назад и сегодня».

  • Стучит дождь

    По подоконнику весь вечер барабанит долгожданный весенний дождь, смывающий пыль с городских улиц, зданий, деревьев. Он смывает и остатки снега,…

  • Тамбов 100 лет назад и сегодня

    От авторов видео: «Всем привет, особенно жителям Тамбова! Наконец-то завершены работы по созданию данного проекта, сложность которого трудно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments