«…Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи, и прошу любезных братьев моих… и сестёр моих… непременно исполнить просьбу мою; но как выполнить, надо будет посоветоваться с умными и опытными, т.е. знающими и понимающими искусство, и которые поняли бы важность учреждения подобного заведения, сочувствовали бы ей.
…прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что для… меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие…
Из вышеозначенного капитала 266 186 р., выключая наследственный капитал 108 000 р. и на устройство новой галереи 150 000 р., останется его затем 8186 р. Этот капитал, прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей.
Более я ничего не желаю, прошу всех, перед кем согрешил, кого обидел, простить меня и не осудить моего распоряжения, потому будет довольно осуждающих и кроме вас, но хоть вы-то, дорогие мои, останьтесь на моей стороне».
Из статьи в газете «Новости» 1898 года:
«Был ли такой случай, чтобы Третьяков не помог из личных средств нуждающемуся художнику? Случалось ли, чтобы, руководствуясь личными соображениями, он отказался выручить талантливого человека или, воспользовавшись тяжёлой его минутой, взял с него обязательство уступить подешевле картину? Ничего подобного никогда не было… Покупая то или другое художественное произведение, он был собирателем лучшей русской художественной галереи, которую давно готовил в дар русскому интеллигентному обществу, а ставя вопрос шире, и всему русскому народу… Говорят, будто по покупной цене картин Третьяковская галерея стоит полтора миллиона рублей – пойдите купите её теперь по её цене! Ей, милостивые государи, нет теперь цены! Она является беспримерным и бесценным художественным собранием, так как за неё кроме громадных денег заплачено колоссально личным трудом, грандиозной любовью к делу, так как создали её и деньги, и понимание, и любовь, и достойная высокой похвалы самоотверженность».
И. Крамской. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876