?

Log in

No account? Create an account

Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"

« previous entry | next entry »
май. 14, 2015 | 12:34 pm

Из неизданных лекций профессора МГАХИ имени В.И. Сурикова и ВГИКа Н.Н. Третьякова (1922-2003):

"Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) – передвижник. Вместе с тем его творчество не укладывается в те представления об искусстве передвижников, которые прочно укоренились в нашем сознании. Сегодня часто говорят о том, что в живописи этого творческого объединения художников нет новых открытий, что в ней все объясняется только сюжетом, все только ему подчиняется, но это досадное заблуждение, которое искажает понимание целой эпохи русской живописи. Среди передвижников были, конечно, и рядовые, средние мастера, художники только своего дня, но были и великие. К числу последних следует отнести Саврасова, талантливого живописца, умного и образованного человека […].

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Радуга. 1875



В Московском училище живописи ваяния и зодчества Саврасов учился у К.И. Рабуса – замечательного, ныне забытого художника, хорошего рисовальщика, мастера перспективного панорамного пейзажа. Потом он продолжил образование в Академии художеств […]. Среди ранних работ Саврасова можно выделить те, которые он выполнял, являясь учеником Академии художеств, в технике, близкой гризайли, с тонкой разработкой световых, живописных отношений. Самое интересное в них – сверкающее светом пространство […].


А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Летний пейзаж. 1850-е

По окончании Академии художеств Саврасов получил заграничную пенсионерскую поездку. Он побывал в Германии, в Швейцарии […].

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Озеро в горах Швейцарии. 1866

Алексей Саврасов, как самобытный художник, который встал на высокую ступень мастерства, по-настоящему начинается с картины «Вид на Кремль во время грозы в ненастную погоду»  (хранится в Третьяковской галерее). На ней представлен образ явления Московского Кремля в озарении света. Это не просто романтизация природы, исключительного состояния, а выражение мысли. Явление колокольни, подобной свече Ивана Великого, – символ. Лессировками передается блеск света. Невольно вспоминаются работы и Эль Греко, испанцев, и, с другой стороны, У. Тернера. Вместе с тем выступает и своеобразие Саврасова – с этого момента изображение света становится одной из главных тем его творчества. Он постоянно возвращается к ней, пишет восходы луны, закаты солнца. Но свет в картинах Саврасова – это не только свет небесных светил. Вся природа представляется художнику одухотворенной стихией света. Светиться начинают сами краски.

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851

В нескольких картинах изображается избушка с горящими в ночной тьме огоньками окон. Это очень сложный образ – не случайно художник возвращается к нему в течение всей жизни. В нем заключена целая поэма, в которой слышатся отголоски современных стихов Федора Тютчева и Алексея Кольцова, но содержится рассказ и об одиночестве: поэтический образ света на фоне черного леса, ночной темноты, тревожного мира. Есть в этой саврасовской избушке что-то и от театрального искусства. Мы привыкли считать театральными совсем других художников, забывая о том, что Саврасов прекрасно чувствовал природу драматургии и был связан с театром. Одна из его дочерей была замужем за М.И. Бочаровым – талантливейшим художником императорских театров, который, может быть, что-то брал от Саврасова, а Саврасов – от него.

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. 1871

Умиротворенным осенним светом пронизана картина «Вечер. Перелет птиц». Когда рассматриваешь ее второй план, то видишь, как загораются светом деревья в долине реки, как в этом свете написан дым, и, наконец, летящие птицы. Все в теплых, золотистых тонах сквозящей имприматуры – прием, который Саврасов увидел у старых мастеров и проверил на натуре. Другие художники-передвижники так не писали, у них была другая техника. Даже И.И. Левитан «Золотую осень» писал иначе – другими красками, с другой яркостью цвета. А в работе Саврасова – именно свечение.

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Вечер. Перелет птиц. 1874

Один из замечательнейших этюдов Саврасова называется «После грозы», где показан момент сияния света после того, как все было закрыто пеленой ливня. И вот начинают светиться и дерево, и его кора, и доски мостика, и сама земля. Эта свежесть омытой дождем природы удивительно передана. Вместе с тем это опять рассказ: образ надломленного, покачнувшегося дерева, который таит в себе и слезы, и радость. Константин Коровин и Исаак Левитан тоже будут повторять подобные мотивы, но Саврасов их открывал.

Основатель галереи П.М. Третьяков в одном из писем, обращаясь к современным художникам, говорил, чтобы они писали проселочную дорогу с лужами талой воды – и ничего больше; раскрыть в этом сюжете красоту – уже это будет современным искусством. И как бы отвечая на это требование, Саврасов писал проселки…"

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Осень. Сокольники. 1880-1890-е

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869

А.К. Саврасов
А.К. Саврасов. Вечер. 1880

А.К. Саврасов

А.К. Саврасов. Новодевичий монастрыь. 1890

Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {32}

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>

LiveJournal

Николай Третьяков о Саврасове: &quot;Вся природа предста

from: livejournal
date: май. 14, 2015 02:27 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь slavikap_2 сослался на вашу запись в своей записи «Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"» в контексте: [...] Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

Николай Третьяков о Саврасове: &quot;Вся природа предста

from: livejournal
date: май. 14, 2015 04:18 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь tani_y сослался на вашу запись в своей записи «Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"» в контексте: [...] Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

tani_y

(без темы)

from: tani_y
date: май. 14, 2015 04:19 pm (UTC)
Ссылка

Прекрасные картины!
АНИМАШКИ, БЛЕСТЯШКИ АНГЕЛЫ
Доброго мирного уютного вечера!
Исполнения всех желаний!

[lj-like in invalid context]

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: май. 14, 2015 05:24 pm (UTC)
Ссылка

Спасибо за добрые слова)
Рада, что зашли в гости!)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

LiveJournal

Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представля

from: livejournal
date: май. 14, 2015 09:24 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"» в контексте: [...] Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представля

from: livejournal
date: май. 16, 2015 02:21 am (UTC)
Ссылка

Пользователь russlink_beauty сослался на вашу запись в своей записи «Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"» в контексте: [...] Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

kuzma_iv

(без темы)

from: kuzma_iv
date: май. 16, 2015 08:59 am (UTC)
Ссылка

Интересно

Захотелось посмотреть картины Саврасова

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: май. 16, 2015 09:06 am (UTC)
Ссылка

В этом, наверное, и состоит одна из заслуг этих лекций, что они открывают глаза на искусство, что после них хочется смотреть работы художников)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Развернуть

Добрый Кот

(без темы)

from: dobryi_timofei
date: май. 16, 2015 01:50 pm (UTC)
Ссылка

про свет замечательно сказано!

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: май. 16, 2015 01:58 pm (UTC)
Ссылка

Свету, как одной из важных составляющих композиции в живописи, Третьяков в своих лекциях уделял большое внимание.

Edited at 2015-05-16 18:51 (UTC)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Развернуть

LiveJournal

Николай Третьяков о Саврасове: &quot;Вся природа предста

from: livejournal
date: май. 16, 2015 03:43 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь annetrochko сослался на вашу запись в своей записи «Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"» в контексте: [...] Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представля

from: livejournal
date: май. 15, 2016 09:10 am (UTC)
Ссылка

Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"» в контексте: [...] Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

Николай Третьяков о Саврасове: &quot;Вся природа предста

from: livejournal
date: май. 15, 2016 11:05 am (UTC)
Ссылка

Пользователь logik_logik сослался на вашу запись в своей записи «Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"» в контексте: [...] Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

Николай Третьяков о Саврасове: &quot;Вся природа предста

from: livejournal
date: май. 15, 2016 11:07 am (UTC)
Ссылка

Пользователь rama909 сослался на вашу запись в своей записи «Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"» в контексте: [...] Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

toihara

(без темы)

from: toihara
date: сент. 7, 2016 01:43 am (UTC)
Ссылка

А откуда Вы взяли, что Саврасов учился в Академии Художеств?

"очевидная незаурядность работ Саврасова, экспонировавшихся в 1854 году на выставке в Московском УЧИЛИЩЕ Живописи Ваяния и Зодчества, привлекла внимание и "августейших" любителей искусства. Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину "Степь с чумаками вечером" и предложила отправиться "для написания видов с натуры" в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом. Исполненные там картины "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" и и "Вид в окрестностях Ораниенбаума" оказались настолько удачными, что осенью того же года, когда он выставил работы на выставке Академии Художеств, Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика" - вот и всё.
Больше он уже не учился. Ни в Москве ни В Питере. Вскоре ему было предложено сменить умершего Рабуса на должности руководителя пейзажного класса училища, которое он еще недавно закончил.

В зарубежную поездку он отправился в 1862 году на средства Московского общества любителей художеств на открывшуюся в Лондоне Всемирную выставку, а так же, чтобы посетить другие европейские страны: Данию, Францию и Швейцарию.


Николай Николаевич специально выделял "московскую школу живописи" и Саврасова, как одного из родоначальников этой школы. Ведь именно у Саврасова потом учились Левитан и Коровин (кстати, он оставил замечательные воспоминания, где говорит добрые слова о своём учителе)


Кстати, Саврасов был женат на Софье Карловне Герц, сестре его соученика и приятеля Константина Герца и искусствоведа Карла Герца, одного из просвещеннейших людей Москвы, основателя кафедры истории искусства в Московском университете.

Edited at 2016-09-07 01:46 (UTC)

Ответить | Ветвь дискуссии

marina_klimkova

(без темы)

from: marina_klimkova
date: сент. 7, 2016 09:08 am (UTC)
Ссылка

Это не мои сведения, а те, что были предоставлены для редактирования. Их происхождение таково: лекции Третьякова были записаны в разные годы студентами Суриковского института и ВГИКа на ДИКТОФОН, а после смерти НН собраны вместе и переведены в электронный вид. Однако разговорный жанр лекционного чтения не позволял публиковать их в такой форме. Для их перевода в литературную, письменную версию был приглашен редактор. Кроме того, надо было решить вопросы разной подачи одних и тех же лекционных тем в разное время - выбрать нужное, соединить/объединить.

По поводу неточностей, так они при чтении лекций неизбежны, поскольку лектор - не книга и не машина. Возможно, при редактировании и я что-то просмотрела, поскольку из путанных записей не всегда бывает понятно, что имелось в виду. Поэтому спасибо, что обратили внимание на то, что из данного текста выходит так, будто Саврасов учился в АХ. Книга пока еще верстается. Надо будет эту тему еще раз прочитать и, возможно, что-то поправить.

А по поводу пенсионной поездки, так там и не говорится, что она проходила на средства АХ. Также не говорится и о том, что художник окончил курс Московского училища (говорится: "учился"). Про женитьбу на Герц у НН тоже есть: "Саврасов, происходивший из простой купеческой семьи, был женат на дочери профессора Московского университета Софье Карловне Герц, лютеранке. У нее была другая вера, другое воспитание. Ей был ближе Лондон, ее тянуло в Петербург, а Саврасов любил Москву. В разности культур была заложена будущая драма, которая после многих лет мучений привела к тяжелому разрыву – Софья Карловна оставила Саврасова, забрав с собой детей. Потом была вторая женитьба. Саврасов пытался как-то поправить свою разбившуюся жизнь, но у него ничего не вышло – он так и не нашел жены, которая стала бы его единомышленником".

Формат ЖЖ не дает возможности публиковать большие материалы, поэтому в данном посте приводится не ВЕСЬ текст лекции, а дается лишь его краткая "выжимка". К нему много еще чего можно добавить хорошо известного по истории искусств. Однако это не говорит о том, что этих сведений нет в лекциях НН.

Edited at 2016-09-07 09:10 (UTC)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Развернуть

LiveJournal

Николай Третьяков о Саврасове: &quot;Вся природа предста

from: livejournal
date: ноя. 27, 2016 10:56 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь navy_chf сослался на вашу запись в своей записи «Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света"» в контексте: [...] Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется… одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

О художнике Федоре Васильеве (1850–1873)

from: livejournal
date: фев. 4, 2017 08:25 am (UTC)
Ссылка

Пользователь karhu53 сослался на вашу запись в своей записи «О художнике Федоре Васильеве (1850–1873)» в контексте: [...] й Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется... одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии

LiveJournal

О художнике Федоре Васильеве (1850–1873)

from: livejournal
date: фев. 4, 2017 12:25 pm (UTC)
Ссылка

Пользователь gorlanovig сослался на вашу запись в своей записи «О художнике Федоре Васильеве (1850–1873)» в контексте: [...] й Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется... одухотворенной стихией света" [...]

Ответить | Ветвь дискуссии