marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Статьи в АиФ: Державинский мост и другие памятники

Близится к концу 2012 год. Пора подводить итоги.

Одной из форм подведения итогов моей работы является публикация. Вчера в "АиФ-Тамбов" опубликовала статьи о памятниках. Одна из них, конечно же, посвящена Державинскому мосту, о котором я неоднократно писала - и в книге, и в газетных статьях, и в ЖЖ (см., напр., здесь), а также представляла на конференции

Г. Смирновский. Портрет Г.Р. Державина. Начало 1790-х гг.
Г. Смирновский. Портрет Г.Р. Державина. Начало 1790-х гг.






Оригинальный вариант статьи о мосте (без сокращений):

Державинский мост – подарок Года истории

Спор об исторической ценности

В АиФ № 38 от 19–25 сентября этого года была опубликована статья Олега Алёшина «Переход из прошлого в будущее», рассказывавшая о спорах, которые возникли по поводу каменного моста через речку Студенец на улице Советской в Тамбове. Согласно архивным документам, он был возведен в 1786–1788 годах под наблюдением главы Тамбовского наместничества Гаврилы Романовича Державина. 

Однако представители госоргана охраны памятников (управления культуры и архивного дела области), от которых зависит принятие решения о постановке моста на учет как памятника, отказались верить в то, что существующее инженерное сооружение сохранило первоначальный облик, считая, что оно является результатом поздних перестроек. Основанием для такого мнения послужило заключение общественной комиссии, созданной для осмотра моста, которая почти единогласно решила, что размер кирпича в кладке не соответствует державинскому времени.

Результаты новых исследований

Архивные изыскания продолжились, а их результаты были опубликованы и озвучены на научно-практической конференции «Тамбов: исторический портрет российского города», прошедшей 30 ноября под эгидой администрации города Тамбова и ТГУ им. Г.Р. Державина.

Как оказалось, уже через 50 лет после возведения моста, в 1838 году, тамбовцы забыли, кто и когда его строил. Об этом говорится в одном из архивных документов того года, содержащем материалы о ремонте сооружения – изготовлении нового деревянного помоста и перил. Кроме того, в документе пишется, что в 1823 году мост был передан в ведение городской думы, а также дается описание ремонтных работ 1823–1837 годов: исправление ледорубов и шлюзов, штукатурка и побелка, ремонт каменных стен и другие.

Визуальный осмотр моста говорит о том, что первоначально он был двухарочным. Позднее речка обмелела, и одну из арок заложили. В 1970-е годы, для расширения пропускной способности моста, были сделаны бетонные конструкции для пешеходной части, а оставшийся арочный проем перекрыли стеной.

Кирпичная кладка моста

Из справочника архитектора-реставратора «Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII–XIX веков» И.А. Киселева (издан в 2005 году в Москве) известно, что во время правления Екатерины II были установлены размеры кирпича, предназначенного для строительства: 6х3х1,5 вершка (26,6х13,3х6,6 см). В строительной смете 1786 года, хранящейся в архиве, приводятся те же цифры. Строительный материал такого размера преобладает в кладке студенецкого моста. Именно «преобладает», потому что ни о каком стандарте здесь говорить не приходится – тут можно встретить кирпич разного размера.

Таким образом, не остается никаких сомнений в том, что существующий мост был возведен во времена Державина и что в следующем году ему исполняется 225 лет. В связи с этим возникает ряд вопросов. Как отнесутся горожане, ездящие по мосту, к тому, что он такой старый? Когда последний раз проводилась его техническая экспертиза? Если учесть, что в Тамбове есть улица Державина, памятник Державину, премия имени Державина, державинские университет, гостиница и т.д., то какое значение в их ряду будет иметь настоящий мост, построенный при Державине и с его непосредственным участием?

Тамбовский мост, возможно, будет интересен и москвичам, ведь его строительство началось после того, как в 1786 году архитектор Бланк показал генерал-губернатору рязанскому и тамбовскому Ивану Васильевичу Гудовичу строящийся каменный мост через Яузу. Яузский мост не сохранился; на месте его сейчас стоит Астаховский, а в Тамбове можно посмотреть, какой мост мог быть раньше в Москве.  




Tags: АиФ-Тамбов, Державинский мост, гостиный двор, здание аптеки №1, мосты
Subscribe

  • Первая гроза

    Сегодня краем Тамбова прошла первая в этом году гроза. Где-то далеко громыхал гром, а из синей тучи слегка побрызгал дождь. Но для природы и этого…

  • Шестой субботник на Студенце

    С 2015 года группа «Спасем Студенец» организовывает и проводит субботники на Студенце, а вернее на его исторической части, где 17 апреля по старому…

  • Статья в сборнике "Феофановские чтения"

    12 октября 2019 года принимала участие в Феофановских чтениях, которые проходили в Вышенском монастыре. Материалы опубликованы. Оставлю здесь свою…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments