Помню, как один из тех золотовских «мечтателей», некогда отчищавших кирпичи, Владимир Иванович Бокарев, приезжал в семинарию на мои лекции по церковному искусству, привозил фотографии строящегося храма, советовался по поводу устройства иконостаса, показывал старинные иконы, которые ему кто-то из тамбовчан дарил. Вскоре Владимир Иванович стал диаконом, а потом священником. А как же иначе, ведь должен же был кто-то служить в построенном им и его земляками храме!
Возвести церковное здание – большое дело, но не менее трудным является его оформление: устройство иконостаса с Царскими вратами, заказ икон, богослужебных предметов, одеяния, книг. Во всех вопросах надо разобраться и привнести в интерьер храма не что попало под руку, а то, что станет неотъемлемой частью его образа и придется по душе приходу.
В прошлом году задумал отец Владимир приобрести для своей церкви Распятие. Из-за небольших средств, которыми он располагал, решил, что эту работу надо заказать иконописцу, чтобы тот написал на картоне образ распятого на Кресте Спасителя. Позвонил мне с просьбой проконсультировать, а потом приехал к нам домой в гости, где увидел резные иконы моего мужа Александра, фотографии его резных Распятий для московских церквей, и просто заболел желанием иметь именно скульптурное изображение. И вот что удивительно: отец Владимир является таким искренним, так тонко чувствующим красоту в искусстве человеком, что отказать ему в его желаниях порой просто невозможно! Вот и взялся тогда муж делать для Золотовки резное из дерева Распятие.
К прошлым выходным дням работа была завершена, в понедельник скульптура увезена в Золотовку, а вчера смонтирована и установлена на месте.
Отец Владимир подготовил сосновый Крест, изготовленный по необходимым размерам, который надо было покрыть морилкой, подобрав цвет и тон так, чтобы они сочетались с резными из липы образами и дверью, на фоне которой должно стоять Распятие.
Наложили фигуру Спасителя, слегка тонированную, на Крест, чтобы увидеть, как все будет выглядеть.
Предварительно попробовали собрать всю конструкцию: Голгофу, Христа на Кресте, предстоящих Распятию Божию Матерь и святого Иоанна Богослова.
Главные помощники отца Владимира – все те же «мечтатели», отчищавшие с ним в 2007 году старые кирпичи. Они буквально днюют и ночуют в храме, делая в нем все своими руками. Работая, вспоминают свою прошлую «бестолковую» жизнь, события восьмилетней давности и подшучивают друг над другом. Теперь же их бытие обрело смысл, а они – внутреннее достоинство.
Пока в храме пилой-болгаркой обтачивали шляпки шурупов, чтобы придать им нужную форму, я прогулялась по округе. На пригорке кое-где лежал снег и дико свистел ветер. Вокруг не было ни души.
Конструкцию с Распятием опять разобрали, чтобы некоторые детали ошкурить и все их покрыть разными видами морилок, после чего подсушить.
Я не только фотофиксировала весь процесс, но временами в нем участвовала, тонируя скультуры.
К окончательной сборке удалось приступить лишь к вечеру, когда все элементы Распятия высохли, а скульптуры еще раз ошкурены – для придания формам выразительности при помощи высвечивания отдельных мест.
К тому времени к работникам присоединился сын отца Владимира Рома, приехавший после работы на машине из Тамбова.
Сначала установили и закрепили на Голгофе само Распятие.
Потом поставили и закрепили Богоматерь и Иоанна.
За окнами храма смеркалось.
Фотография на память.
За целый день так прижились в храме, что уходить не хотелось. Однако правильно сказал Алексей Николаевич: свои дома тоже забывать не надо.