marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Железобетонный мост в Станчиках

Станчики - мост между прошлым и настоящим

В небольшой польской деревеньке Станчики (Stanczyki, бывшая Staatshausen / Штаатхаузен) находится замечательное сооружение – железнодорожный виадук. Построен он через речушку с поэтичным названием Блендзянка (старое немецкое название её – Блинде — тоже приятно ласкает слух). Несмотря на то, что Блендзянка-Блинде ныне представляет собой невзрачный ручеёк, долина её довольно внушительна и поражает своей шириной, хотя за последние 60 лет она сильно заросла лесом.

Станчики Stanczyki

Проект строительства моста был разработан в 1908 году.
По проекту мост должен был состоять из двух полотен, северного и южного. Южный мост был построен в 1912-1914 годах. Северный – в 1918 году. Первая мировая война внесла свои коррективы. Было принято решение построить одноколейную дорогу Голдап – Шитткемен – Гумбиннен (ныне Голдап, Житкеймы, Гусев). 1 октября 1927 года дорога была открыта для движения.


staatshausen map
Врезка со старой немецкой топокарты

Врезка со старой немецкой топокарты
Открытие движение по виадуку (фото взято отсюда).

Станчики - мост между прошлым и настоящим


Рельсы были проложены по южному мосту. Через несколько лет по каким-то причинам их перенесли на северный мост, а южный стал использоваться как смотровая площадка.

Stanczyki_Bridge_04112010_46

В день до Гумбиннена ходило три поезда, а по выходным, когда в эти места устремлялись многочисленные любители природы – рыболовы, грибники, лыжники, пускался четвёртый поезд.

Расписания движения поездов на 1941-й год по маршруту Голдап — Веркирхен — Толльминген — Гумбиннен (источник).

Станчики - мост между прошлым и настоящим
Расписание движения поездов по маршруту Голдап — Гумбиннен


Кстати, в расписании почему-то отсутствует остановка в Станчиках — Штаатхаузене.
В 1941 году дорога использовалась для перевозки природного камня из местности Баханово для строительства ставки Гитлера «Вольфшанце» недалеко от Гёрлитца.

В 1945 году дорога была разобрана советскими войсками и отправлена в СССР.
К счастью, сам виадук не был взорван и сохранился до наших дней. С 2004 года мост находится в частной собственности. Взрослый билет для посещения моста стоит 4 злотых. Летом с моста прыгают на резинке.


Внешне мост напоминает римские акведуки. Вообще, немцам трудно отказать в наличие вкуса. Многие вполне утилитарные строения и конструкции сделаны так, что, глядя на них, испытываешь чувство эстетического удовольствия.

Длина моста 182 м, высота 36,5 м.


Staatshausen Viadukt 1930-1940

Конструкция железобетонная, хотя под частично разрушившимся сейчас внешним слоем бетона северного моста видны деревянные брёвна.

Станчики - мост между прошлым и настоящим

Мост лежит на четырёх опорах и оканчивается в верхней части ажурными перилами.

Stanczyki_Bridge_04112010_36

Северный мост сильно реставрирован, южный ещё можно увидеть в его относительно первоначальном виде.

Станчики - мост между прошлым и настоящим

Виадук хорошо виден на снимках из космоса.

Stanczyki_googlemap

На востоке Калининградской области, возле деревни Токаревка, что в Красном лесу, на этой же самой железнодорожной ветке, которая начиналась в Голдапе, и весьма замысловато проходила через Дубенинген (Дубенинки), Шитткемен (Житкеймы, после онемечивания названий в 1938 году Шитткемен был переименован в Веркирхен / Wehrkirchen) — Толльминген (Чистые Пруды) в Гумбиннен (Гусев) находится ещё один интересный мост, прозванный местными жителями Чёртовым.

Мост в деревне Токаревка

Источник: Путевой журнал
Tags: зарубежный опыт, мосты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments