Из интервью Сергея Евгеньевича Рыбакова – члена Совета Федерации Федерального собрания России., заместителя председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре, куриратора в верхней палате парламента темы законодательства о культурном наследии:
- Сергей Евгеньевич, с 22 января 2015 года вступили в силу поправки к 73-му федеральному закону о культурном наследии. Их было больше 400, так что можно сказать, что закон существенно изменился. Мнения об обновленной версии закона разные. Отмечаются позитивные перемены, но звучат и критические отзывы о серьезных недоработках. В частности, о том, что не хватает подзаконных актов, которые, собственно, и позволяют применять новые нормы на практике. Расскажите, какая работа идет в этом направлении.
- После принятия закона № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно говорить фактически о "новой редакции" 73-ФЗ. Этот закон - результат многолетней работы, звучали даже мнения, что его вообще никогда не примут. Законопроект появился еще в 2009 году. Авторство принадлежит депутатам Государственной Думы, свои предложения вносили представители регионов (в частности, Москва, Санкт-Петербург), Минкультуры.
Плохо, что на рассмотрение из Госдумы в Совет Федерации законопроект был представлен без подзаконных актов. Конечно, это порочная практика, с самого начала было очевидно, что понадобится еще как минимум два десятка дополнительных нормативных документов. И это только первоочередных. В результате закон вступил в силу не только без них, но даже без разъяснений для регионов, что создало массу проблем органам охраны культурного наследия на местах. Я считаю, что в такой ситуации Министерство культуры могло бы заблаговременно подготовить официальные временные разъяснения, как действовать органам охраны наследия в том или ином случае. Вовремя этого сделано не было. В результате мы снова собрались на площадке Совета Федерации - с депутатами, сотрудниками Минкультуры, экспертами - и составили график подготовки необходимых подзаконных актов. Надеемся, что все пробелы скоро будут устранены.
- Но, конечно, такие недоработки не перечеркивают значимости нового закона в целом.
- Я убежден, что плюсов от его принятия значительно больше, чем минусов от временных недоработок. В 315-ФЗ много положений, облегчающих процесс охраны культурного наследия, долгожданных нововведений, наконец, некоторые нормы были просто введены в разумные рамки. Закон решил много назревших проблем, в частности, что касается выявления объектов культурного наследия - теперь это будет делаться без платной историко-культурной экспертизы. Я хорошо знаю ситуацию в регионах. Скажем, есть у органа охраны культурного наследия намерение включить в реестр несколько исторических зданий. Приходят к губернатору, говорят: нужное дело, но требуется миллиона два рублей на экспертизу. Губернатор, естественно, отвечает: денег нет. Вот и весь разговор. То есть даже при всех благих намерениях сделать объект памятником было крайне сложно. Теперь процедура иная. Решение выявлять объекты без экспертизы - определено в числе функций органов наследия, что нашло широкую поддержку среди специалистов. Этап экспертизы наступает только когда речь идет о присвоении памятнику категории в реестре. Это, конечно, только один из многих моментов, которые отрегулированы новым законом. И я вам скажу, что сейчас мы с коллегами работаем уже над следующими поправками.
- Это будет опять большой пакет?
- Пока речь идет о двух поправках. Первая касается возможности установления временной стометровой охранной зоны вокруг объектов культурного наследия. Как вы знаете, разработка проекта зон охраны обычно занимает много времени и требует денег, чем зачастую пользуются недобросовестные лица. Сейчас думаем, как этому воспрепятствовать.
Второй блок поправок касается исторических поселений. Это вообще отдельная большая тема. Долгое время в принципе не было такого юридического понятия, как историческое поселение, это была просто фигура речи. Не существовало ни прописанной документации, ни предмета охраны. И многое было утрачено, особенно что касается средовой фоновой застройки. А ведь, скажем, для малых исторических городов это особенно ощутимо. Один-два дома обложат сайдингом или силикатным кирпичом, перестроят – и все, облик улицы искажен.
Источник: Хранители наследия