marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Открылась Школа наследия

Школа наследия


В 1995 году в Санкт-Петербурге знаменитый филолог академик Дмитрий Сергеевич Лихачев представил общественности документ под названием «Декларация прав культуры». «Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях, — утверждал российский ученый, — но и защищать права на их существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся».

…Актуальность вопросов культурного наследия с каждым годом становится все острее, а необходимость принимать меры по его сохранению — все очевиднее. Однако до недавнего времени эта масштабная проблема обсуждалась лишь в узком кругу специалистов. 25 февраля в Москве состоялось открытие некоммерческого культурно-просветительского проекта «Школа наследия», в рамках которого вопросы культурного наследия, согласно завету Дмитрия Лихачева, впервые будут представлены «для всех интересующихся» — а именно в формате открытых общегородских лекций. Придумали проект координаторы движения «Архнадзор» и специалисты МАрхИ. Вопросы, на которые призвана ответить школа они сформулировали следующим образом:


— Что такое культурное наследие как сфера жизни и деятельности в современном городе и современном мире?

— Существует ли на самом деле конфликт между сохранением и развитием?

— Почему сохранять старинные здания выгоднее, чем заменять их новыми?

— Что на самом деле реставрирует реставратор?

— Зачем градозащитники вмешиваются в дела и проекты, которые их не касаются?

Но, пожалуй, главный вопрос, который будет обсуждаться в рамках школы — зачем? Зачем сохранять культурное наследие, почему оно ценно, и каково будущее страны, которая утратила собственное наследие? «Мы создаем площадку для разговора о том, о чем еще ни мы, ни журналисты не говорили, — комментирует один из научных руководителей «Школы наследия», историк, координатор «Архнадзора» Рустам Рахмутуллин. — Мы будем говорить о том, чему не учат даже архитекторов — о философии наследия и философии права в области охраны наследия, о практике градозащитной и экспетрной деятельности. Хотели бы научить понимать природу наследия, его фундаментальные истоки».

Диапозон рассматриваемых в связи с вопросам наследия тем настолько широк, что к преподаванию в школе вместе с градозащитниками и специалистами приглашены историки искусства, культурологи, философы, архитекторы и писатели… — всего около 20 лекторов, каждый из которых является авторитетным экспертом в своей области.

Объединить таких разных специалистов оказалось довольно просто, по словам организаторов школы, идея проекта настолько востребована и сильна, что не было ни одного случая отказа со стороны приглашаемых лекторов. На вопрос «Для чего вы здесь?» каждый из них отвечает по-разному. Вот лишь некоторые из вариантов ответов:

Юрий Веденин, географ, один из создателей Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева:

«Материальные объекты наследия — это не только культурное наследие, но и природное. Мы привыкли, говоря о культурном наследии, подчеркивать прежде всего его подлинность. А с точки зрения культурного ландшафта важна такая категория как «целостность». Надо подходить к городу через обе эти категории.
Однако нельзя познать город, не познав его нематериальное наследие. Ведь город можно разрушать не разрушая зданий — сменить названия улиц, площадей.
Вот эта проблема функций, символов в городе очень важна. Этому я посвящу свою будущую лекцию в рамках курса школы».

Геннадий Вдовин, философ, писатель, директор музея-усадьбы Останкино:

«Стремительно уходит чувство подлинности. Как музейщика, историка, москвича меня это очень тревожит. В музеях насаждаются интернет-технологии, тачпады и многое другое. А между тем мои дети недавно мне сказали: “Нам неинтересны технологии, мы в них родились и выросли. Нам гораздо интереснее ощущение вещи”. Уход подлинности, он повсюду в культуре: мы предпочитаем звучание приемника, посещению концерта, готов длить этот список до безалкогольного пива и резиновых женщин. Стремительно уходит подлинность. Поэтому я здесь».

О проблеме подлинности говорит и историк архитектуры, один из научных руководителей «Школы наследия» Наталья Душкина:

«Весь мир переживает тяжелый период переосмысления понятия «консервации», которая сейчас подвергается ревизии. С этим же связано такое понятие как «подлинность». Когда говорят, что подлинность относительна — я сразу говорю, что это безграмотность, которая обслуживает интересы лавирующих систем. Это происходит в структуре перевернутой системы ценностей, когда на вершине оказываются деньги. Мы все видим, что происходит в Москве. Сейчас не учат, что есть наследие, какие его смыслы, что такое философия и история наследия. Я буду говорить о том, что существуют критерии подлинности. Студенты, оканчивающие сейчас архитектурные факультеты не имеют об этом никакого представления».

Татьяна Царева, архитектор, эксперт по вопросам культурного наследия:

«В школе я проведу занятие по проектированию охранных зон культурных памятников. Я знаю историю проектирования охранных зон с 1960-х годов, знаю, как менялись параметры проектирования. Если владеть этим ключом, будет легче сохранять наследие, во всяком случае вести диалог с людьми, которые утверждают, что охранные зоны можно менять».

Борис Пастернак, архитектор-реставратор, аттестованный эксперт Министерства культуры:

«Сейчас нигде не учат смотреть широко открытыми глазами, не учат быть любознательным, любопытным, анализировать и рассматривать предмет исследования, сохранения как некую открытую книгу, которую ты должен написать. И, главное, не учат учиться у жизни. Мне кажется, когда мы здесь собираемся, мы начинаем учиться друг у друга». В лекции Бориса Пастернака речь пойдет о государственной историко-архитектурной экспертизе.

Наринэ Тютчева, преподаватель МАрхИ высказалась так:

«Буду краткой — не учат быть достойными наследниками нашего наследия. За этим стоит много вопросов, в том числе — что мы хотим наследовать, что для нас важно. Мне представляется, что только через личное отношение к объекту можно продлить его жизнь и передать его потомкам. Об этом я и постараюсь рассказать слушателям школы».

Лекции «Школы наследия» будут проходить каждую среду в 19.30 на площадке предоставленной проектом «Белый город» — в старинном здании «Особняка на Волхонке» в Большом Знаменском переулке, где в начале ХХ века размещалась Первая мужская гимназия. А для тех, хочет изучить не только теорию, но и понять практическую сторону защиты наследия, со второй половины марта будут запущены семинары. Проходить они будут каждый четверг в здании галереи ВХУТЕМАС на Рождественке.

Д. Бурлакова.

Полностью: Рабкор
Tags: Москва, охрана памятников в России
Subscribe

  • Призываю солнце!

    Второй день идет, не переставая, дождь. Он сделал много хороших дел: прибил всю городскую пыль, омыл растения, пропитал водой землю. И это…

  • Стучит дождь

    По подоконнику весь вечер барабанит долгожданный весенний дождь, смывающий пыль с городских улиц, зданий, деревьев. Он смывает и остатки снега,…

  • Апрельские зарисовки. На Набережной Тамбова

    Покровская церковь. Тамбов. Фото 1 апреля 2021 года Река Цна. Тамбов. Фото 1 апреля 2021 года…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments