Л.А. Успенский пишет об иконе: «Греческое слово eikôn обозначает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства, в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаичной и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, написанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входит в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, – предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого».
Спор иконопочитателей с иконоборцами
Когда в 313 году христианство в Византии вошло в разряд разрешенных религий, начали распространяться первые иконные изображения. В тот период зародились дискуссии между сторонниками икон (так называемыми иконопочитателями) и противниками (иконоборцами).
Спор иконопочитателей с иконоборцами не прекращался, пока в истории византийской культуры не наступил период, когда противники икон, имевшие большое влияние на константинопольский двор, одержали временную победу. Иконоборческий период начался в 716–741 годах при императоре Льве III Исавре. Иконные изображения стали изыматься из домов и храмов, уничтожаться, а верующие, почитавшие иконы, – подвергаться преследованиям, нередко заканчивавшимся мученической смертью.
Разгоревшийся в стране конфликт приобрел настолько разрушительный характер, что светские власти вынуждены были искать пути примирения в обществе. В 787 году во время правления императрицы Ирины (775–802) в Никее состоялся VII Вселенский Собор. Свое внимание он почти целиком сосредоточил на вопросах богословия иконы и, опираясь на теорию образа Иоанна Дамаскина, осудил иконоборчество и восстановил иконопочитание.
В 843 году при императоре Феодоре впервые в истории Церкви отметили праздник, названный Торжеством православия, который ознаменовал окончательную победу иконопочитателей.