marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Еще раз о Можарове: «На всех памятников не напасешься»

Предыстория здесь.


В Сочи нашли могилу создателя первого советского мотоцикла Петра Можарова. Искали ее 80 лет. О последнем пристанище гения не знал никто. Однако находка не произвела впечатления ни на чиновников Ижевска, ни на руководство завода, где был создан первый «Иж».

Петр Можаров ушел из жизни в 1934 году в Сочи, где, как выяснилось, и был похоронен. Его место захоронения долгие годы искали и родственники, и сотрудники музея ижевского завода «Ижмаш», на котором инженер Можаров и создал первый советский мотоцикл. Могилу нашли, но сегодня на ней лишь разбитая могильная плита.
Потомственный дворянин Петр Можаров получил классическое образование. В 1910 году поехал учиться в Германию на инженерный факультет Лейпцигского университета. Четыре года спустя вернулся домой, в Тамбовскую губернию. Изобретал уже тогда: построил глиссер, затем аэросани. И наконец, вместе с двоюродными братьями Борисом и Сергеем построил трехместный аэроплан. На всю Россию тогда было всего 250 самолетов.

– Они втроем были очень дружны и любили полихачить, — рассказала РП троюродная правнучка Можарова Виктория Лещук, которая живет в Белгороде. — В семейном архиве есть вырезка из дореволюционной газеты, в которой говорится, что один из них привлечен к административной ответственности за быструю езду. У них, кстати, были первые автомобили в губернии. Когда в 1914 году император Николай II посещал Тамбов, они его возили по городу.

Деревенский аэроплан, рассекающий в небе губернии, принес Петру Можарову первую славу. Его пригласили работать на Тамбовский пороховой завод. В 1924 году, чтобы полнее использовать свои инженерные знания, он переехал в Ижевск, где устроился работать на оружейный завод.

Когда родина озаботилась созданием первого советского мотоцикла, Можарова отправили в командировку в Германию. Оттуда инженер привез детали, двигатели и документацию. На заводе создали мотосекцию, в цехах которой к осени 1929 года под руководством талантливого инженера выпустили первый «Иж». Параллельно этому готовилось еще пять разных моделей.

– В музее завода «Ижмаш» представлены первая и четвертая модель мотоциклов Можарова, — объясняет хранительница музейных фондовГалина Ковалюх. — После 1933 года началось серийное производство. Правда, уже без Можарова.

В 1930 году инженера переводят в Ленинград, чтобы он организовал там мотоциклетное производство. Уже через год на заводе «Красный Октябрь» начался выпуск массового в то время можаровского мотоцикла «Л-300». В 1934 году Петр Можаров поехал на отдых в Сочи. Там его жизнь и прервалась. По одной версии его убили, по другой — он застрелился, чтобы спасти жену и сына от репрессий со стороны Кремля.

– После революции большая семья Можаровых разъехалась, кто куда, — говорит Виктория Лещук. — Петр остался в России, Борис уехал в Германию, Сергей — во Францию, кто-то оказался в Одессе. Потом была война. Семейные связи стали еще меньше. Мы в семье знали, что Петр похоронен в Сочи, но не знали где. Кладбище оказалось вроде как срыто.

Могилу Можарова искали и сотрудники «Ижмаша», но все безрезультатно. Тайна раскрылась совершенно случайно.

Жительница Сочи Ружена Гребенюк гуляла с собакой в парке мемориала воинской Славы. Неожиданно терьер Оскар начал что-то раскапывать. Ружена увидела надгробную плиту, очистила ее, прочитала фамилию.

– В тот момент я подумала, что возможно, этого человека кто-то ищет, — вспоминает Гребенюк. — Зашла в Интернет, и сразу поняла масштаб личности Можарова. Связалась с музеем завода «Ижмаш». Самой тоже хотелось, чтобы история этого неординарного человека получила логическое окончание. Ходила в наш музей, рассказала, какой человек у нас здесь похоронен. Мол, хорошо бы поставить ему памятник. В ответ мне сказали, что в Сочи очень много великих людей похоронено, на всех памятников не напасешься.
Ситуацию с памятником не смог разрешить и директор музея завода «Ижмаш» Алексей Азовский:

– С подачи нашего музея администрация Ижевска написала письмо в администрацию Сочи. Хотели узнать, разрешат ли нам перезахоронить прах Можарова, если его могила будет найдена в Сочи, в нашем городе или как-то поучаствовать в создании памятника. Сочинцы тогда готовились к Олимпиаде, может быть, поэтому их ответ мы получили только через год. И то, это был не ответ, а отписка, в которой не было указано ничего конкретного — мол, так и так, будем думать и решать.

Правнучка инженера Виктория Лещук считает, что о перезахоронении речь идти не может. В Сочи он нашел свое последнее пристанище и не надо тревожить прах. Тем более что Петр Можаров не принадлежит ни конкретному Ижевску, ни Ленинграду. Он столько сделал для своей страны, что только ей и принадлежит. При этом благодарности от родины родственники не ждут.

– Семья готова установить памятник Петру Можарову, помощи не просим, — уверяет Виктория Лещук. — Там проблема с разрешительными документами, все-таки — это Аллея Славы мемориала. Красивое и светлое место. Я постоянно общаюсь с байкерами и Сочи, и Ижевска. Они, конечно, знают имя моего прадеда, благодарны ему за то, что он сделал. А вопрос о памятнике они никогда не поднимали. Да и откуда у байкеров такие средства?

Между тем цена вопроса не такая уж и большая. Стандартная гранитная плита 70 на 180 см с подставкой, цветочницей и, соответственно, установкой обойдется заказчику в 80 тысяч рублей, как узнал корреспондент «Русской планеты», позвонив в одно из сочинских похоронных бюро.

Казалось бы «Ижмаш» — завод, на котором создан первый советский мотоцикл, мог бы тоже поучаствовать в благородном деле.

– Производство мотоциклов «Иж» было остановлено в 2008 году, — объяснил директор музея завода Алексей Азовский. — Теперь «Ижмаш» стал концерном «Калашников». Новые владельцы к мотоциклам отношения не имеют. Другими вещами занимаются. Они купили завод, но не его историю.

В приемной гендиректора концерна секретарь, посовещавшись с помощником, сообщила, что звонить надо в московский офис, ничего не ответив по поводу возможных намерений руководства ижевского завода увековечить память легендарного конструктора: вопрос просто не обсуждался. Руководитель пресс-службы Екатерина Никифорова попросила выслать вопрос по электронной почте, а затем и вовсе не стала отвечать на телефонные звонки.

Источник: Русская планета
Tags: Можаровы, Тамбов
Subscribe

  • Один и тот же вид с разницей в 13 лет

    Прочитала ВК на странице ВООПИК - Тамбов публикацию о снесенном в 2018 году здании интендантства. Пригорюнилась. В последние десятилетия центр…

  • По поводу Ирской коммуны

    Сегодня в Общественной палате Галина Леонидовна Леденёва сказала мне, что студенты ей передали, будто я провожу в инете опрос о возможности спасения…

  • Застройка города Мичуринска. Часть 3

    Начало истории смотри здесь и здесь. 2 июня на странице ВК Тамбовского областного отделения ВООПИиК появилась такая публикация: «Проект зон…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Один и тот же вид с разницей в 13 лет

    Прочитала ВК на странице ВООПИК - Тамбов публикацию о снесенном в 2018 году здании интендантства. Пригорюнилась. В последние десятилетия центр…

  • По поводу Ирской коммуны

    Сегодня в Общественной палате Галина Леонидовна Леденёва сказала мне, что студенты ей передали, будто я провожу в инете опрос о возможности спасения…

  • Застройка города Мичуринска. Часть 3

    Начало истории смотри здесь и здесь. 2 июня на странице ВК Тамбовского областного отделения ВООПИиК появилась такая публикация: «Проект зон…