marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

В системе охраны памятников грядет реорганизация?

В принятом 23 октября 2014 года законе о внесении изменений в действующий Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (вступает в силу с 22 января 2015 г.) говорится:

«…меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют… органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом» (ст. 10  новой редакции Федерального закона № 73-ФЗ).



В Тамбовской области госорганом охраны памятников является областное управление культуры и архивного дела, которое, помимо функций охраны культурного наследия, наделено многими другими функциями: управляет работой музеев, библиотек, театров, архивов, музыкальных коллективов и т.д. По новому закону совмещать эти функции с охраной памятников, по-видимому, нельзя. Значит, будет проведена реорганизация, в результате которой возникнет новая структура, которая станет заниматься исключительно сохранением наследия.

Выведение охраны памятников в отдельную государственную структуру считаю правильным, поскольку никогда не видела ее (охрану) рядом с деятельностью музеев, театров и др. В сложившейся структуре всегда существовала опасность быть реорганизованным путем присоединения к непрофильному учреждению (ведь наше время славится перманентными реорганизациями). Пример подобного «неудобоваримого» соединения был у нас недавно продемонстрирован: два года назад соединили Центр охраны памятников с Киновидеопрокатом, превратив в некоего уродца, «тянитолкая» в виде ТОГБУК «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия и киноматериалов Тамбовской области».  А что теперь с ним делать? Отделять его часть, связанную с охраной памятников, и передавать новой структуре? А как поступать со второй частью – с киноматериалами и клубом так называемого «духовного кино», которым так легко отчитываться? В отдельном своем виде такое учреждение сегодня будет нежизнеспособно, поэтому киноматериалы и клуб  логичнее перевести в краеведческий музей, где уже есть подобный киноклуб.

Возникают вопросы и по другим структурным подразделениям управления культуры и архивного дела, хотя они (эти вопросы) совсем не связаны с новым законом об охране памятников. Так, например, работая 17 лет в системе «культуры», всегда удивлялась: почему музеи и библиотеки относятся к Министерству культуры, а не образования и науки, что было бы логичнее, поскольку эти учреждения по своим целям и задачам ближе к учебным заведениям. Кстати, после 1918 года в Советской России сначала так и было – музейная система рождалась именно в системе Народного образования.

И уж совсем непонятно, почему к структуре культуры  отнесли сугубо образовательные учреждения – музыкально-педагогический институт, колледж искусств, музыкальные и художественные школы, а в последние годы присоединили еще и архивы. Нет, в принципе, я, понимаю почему: «творческие» школы и вузы, как говорят, не смогут выжить в сложившейся ныне системе образования.  Однако почему для таких особых образовательных учреждений не создать свои особые  стандарты?

Если следовать логике рассуждений дальше, то приходишь к неожиданному заключению:  управления культуры и их структура в сегодняшнем их виде не очень-то и нужны. Почему их было бы не оптимизировать, передав их структурные подразделения другим ведомствам?
Tags: законодательство, охрана памятников
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments