В юности воспринимала Честертона классиком детектива, а в 1990-х годах открыла для себя, что он писал также о католических святых, христианстве, человеке вообще. Мне нравится, как Честертон рассказывает о первобытном человеке.

Сцена охоты. Наскальная роспись. Испания. Мезолит
Честертон писал, что в его время книги, журналы, газеты наперебой рассказывали о пещерном человеке. Причем описывали его так хорошо, будто лично были с ним знакомы. Да и сегодня, если нас спрашивают: "Что вы знаете о первобытном человеке?", наше воображение рисует картинку из школьного учебника - дикое, заросшее шерстью существо с дубинкой в руках. Если нам не нравится чье-то поведение, мы говорим: "Он ведет себя как первобытный человек".
Честертон предлагал задаться вопросами: что делал человек в пещерах, помимо того, что жил там, скрываясь от непогоды, и что оставил после себя, помимо дубинок и палок-копалок? Оказывается, он оставил в память о себе замечательные рисунки и росписи - изображения животных.

Стадо оленей. Резьба на кости. Франция. Палеолит (эпоха Мадлен)
Рассказывая об искусстве пещерного человека, Честертон писал: "То были изображения зверей, а рисовал их или писал не только человек, но и художник. Как ни первобытны они и ни просты, в них видна любовь к длинной линии, осторожной и причудливой, которую узнает всякий, кто хоть раз пытался рисовать... Линия эта выражает ищущую, смелую, творческую душу... Скажем там есть олень..., но мало кто из нынешних анималистов сумеет (так) легко и точно (его) нарисовать..."

Олень. Пещера Фон-де-Гом, Франция. Палеолит
"Возникновение человека - скорей революция, чем эволюция". Потому что есть изображение оленя, сделанное человеком, но нет изображения человека, сделанного оленем. На первый взгляд эта мысль кажется смешной, но в ней заключена потрясающая тайна. "Искусство - подпись человеческая... человек отличался от всех других тварей, что творил сам... Если человек, изобразивший оленя, был животным, как олень, тем удивительней, что он мог сделать то, что олень не мог".
Глядя на рисунки первобытного человека, понимаешь, что трудно говорить об эволюции и прогрессе в искусстве, потому что многие современные художники могут позавидовать "дикарю".

Олень. Наскальная роспись. Пещера Фон-де-Гом. Франция. Палеолит

Бизон. Пещера Альтамира, Испания. Палеолит (15-20 тыс.лет. до н.э.)

Роспись в пещере Альтамира в Испании. Эпоха Мадлен
Г.К. Честертон:
"Одна моя знакомая предположила в шутку, что пещера была детским садиком, а цветных зверей рисовали для детей... В этой шутке есть глубокий смысл. Рисунки даже не доказывают, что первобытные люди жили в пещерах; так, раскопав винный погреб Бэлхеме..., ученые не должны делать вывод, что люди среднего класса в эпоху Виктории жили под землей. Пещера могла быть погребом, храмом, складом, убежищем... Но чем бы она ни была, дух пещерных рисунков ближе к детской, чем к атмосфере разнузданности и современного страха. Очень легко себе представить, что ребенку - современному ли, древнему ли - захочется погладить животных. И жест этот предварит другую пещеру и другого Ребенка".
" Теперь все помешались на эволюции и полагают, что все большое всегда развивается из маленького, как плод - из семени. Но они забывают, что семя падает с дерева".
"Многие достойные доверия ученые подозревают, что дикари знали более высокую цивилизацию. Те, кому это кажется немыслимым, по-видимому, плохо представляют себе, как легко от цивилизации отвыкнуть".