marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Наследие: О Фоме и Ерёме

Иногда, общаясь с какими-то людьми, внезапно осознаёшь, что разговариваешь с ними на разных языках, вкладывая в одни и те же слова совершенно разный смысл. Ты ему, фигурально говоря, рассказываешь про Фому, а он в тот самый момент в своём воображении представляет Ерёму. Примерно так сегодня ведётся диалог о наследии с чиновниками городских структур. Последние вдруг начинают представлять (кто-то сознательно искажая смысл происходящего, а кто-то искренне заблуждаясь по незнанию), что «защитники памятников» призывают сохранять исключительно всё, что было сделано ранее, без научного изучения и критической оценки.  Однако это совсем не так. Чтобы понять, о чём, собственно, ведётся речь, необходимо, как и в любом другом деле, обратиться к научной и научно-популярной литературе, в которой та или иная проблема давно определена, проработана, в том числе и терминологически.

www.school.edu.ru :: Повесть о Фоме и Ереме. XVII в.

Проблему сохранения культурного наследия очень доступно объяснял академик Д.С. Лихачёв. Он, например, писал о том, что следует считать наследием и что именно надо сохранять (ранее упоминала эту цитату, но приведу еще раз):


«Человек — существо нравственно оседлое, даже и тот, кто был кочевником, — для него тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других.

Все мною сказанное не значит, что надо приостановить в старых городах строительство новых сооружений, держать их «под стеклянным колпаком» — так искаженно хотят представить позицию защитников исторических памятников некоторые не в меру рьяные сторонники перепланировок и градостроительных «улучшений».

А это значит только то, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего живого и достойного продолжать свое существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное старое, создавая лишь некоторые «культурные мнимости».

Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует.

Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему».
Tags: архитектура и градостроительство, охрана памятников
Subscribe

  • Первая гроза

    Сегодня краем Тамбова прошла первая в этом году гроза. Где-то далеко громыхал гром, а из синей тучи слегка побрызгал дождь. Но для природы и этого…

  • А за окном весенний свет разливается

    Весна всё более дает о себе знать. Дни стоят светлые, даже сказала бы — светозарные. Лишь иногда набежит на небо тучка, бросит на землю несколько…

  • Весенние фотозарисовки

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments