marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Categories:

Об особняке Асеева в Тамбове и музее модерна в Самаре

Продолжаю утверждаться в мысли, что создание музея в уникальном особняке Асеева в Тамбове произошло скороспешно и необдуманно. Вместо того чтобы в основу музейной концепции положить главное из сохранившегося от городской усадьбы – архитектуру модерна, центром внимания сделали частного владельца, факты биографии которого пока не подкреплены архивными источниками и бытуют в виде отрывочных народных представлений. Вместо того чтобы вывести тему музея на российский уровень через автора проекта, известнейшего московского архитектора Л.Н. Кекушева, ушли в глубокое краеведение, которое сейчас испытывает кризис, связанный с разрушением утвердившихся в краеведческой литературе мифов.

2

Смещение центра внимания с замечательного вещественного памятника – особняка, на личность владельца, которую невозможно пока представить цельно, а потому объективно оценить, дает возможность относиться к сохранившемуся архитектурному наследию невнимательно. Именно этим можно объяснить нехарактерную для модерна локальную окраску внешних поверхностей стен в цвет слегка пожелтевшей бумаги, которую получил особняк после реставрации. Именно этим можно объяснить строительство в усадьбе фонтана – такого, какого там никогда не было, хотя исторические фотографии сохраняют достоверные образы парка, в том числе фонтанов. Именно этим можно объяснить случайную находку клада строителями, а не археологами-профессионалами.

Одним словом, всё происходящее говорит в пользу того, что к наследию модерна в усадьбе модерна относятся без всякого научного интереса – не изучают его, не дорожат любой возможностью получить достоверную информацию о нем, а пытаются построить очередной «новодел». Поэтому музей отражает не культуру модерна, а современную культуру чиновного Тамбова – с его болезненными амбициями, с тяготением к гигантомании и показухе, попытке любыми средствами выделиться, заявить о себе как о представителях области, которая расположена, как говорят у нас, в «сердце России».

Между тем история российских городов свидетельствует, что в стране уже существует опыт создания музеев в домах начала XX века, который можно было бы хоть как-то учесть. В Самаре, например, в 2012 году учредили Музей модерна в особняке купца А.Г. Курлина, возведенном в 1903 году в стиле модерн и имеющем ныне статус памятника федерального значения.

Проект особняка принадлежит архитектору А.У. Зеленко (1871–1952), окончившему институт гражданских инженеров в Москве и слушавшему лекции по архитектуре в Высшем политехническом институте в Вене. В 1897 –1900 годах  Зеленко работал в Самаре, в том числе в должности городского архитектора. По его проектам было построено несколько зданий, среди которых особняк Курлиных.

Согласно художественной концепции, самарский проект «Музей Модерна» в купеческой усадьбе предполагает создание не музея владельца, как в Тамбове, а  музей целостной архитектурно-исторической среды, «культурной модели» эпохи рубежа веков. Такой подход позволяет учиться ценить и бережно относиться к архитектурному наследию, изучать его и сохранять не только в одном из его проявлений здании, в котором разместился музей, но и во всем городе.

Фотографии с сайта Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина.


В особняке Курлиной пройдет "Ночь в музее модерна" - Рамблер…
Особняк  Курлиных в Самаре




Архитектор Кекушев - настоящий автор Асеевского дворца в Тамбове
Блеск и нищета федерального памятника 1
Блеск и нищета федерального памятника 3
Блеск и нищета федерального памятника 4
Блеск и нищета федерального памятника 5
Реставрация дома Асеева: Прощай санаторий!
Чтобы оставить свое имя в истории, надо строить дворцы
Актуальная тема: "Чтобы оставить свое имя в истории, надо строить дворцы..."
Венера Рассказовская
Реставрация Асеевского дворца: Здравствуй, ресторан?
Занять дворец Асеева!
Мастера соцреализма во дворце Асеева
Дворец Асеева и собор: Арендные расценки сегодня и в 1931 году
Митинг в "пушкарском" сквере близ Державинского моста
Путин: "В Тамбове? Там не так много памятников..."
Асеевская история
Мастерская художника Николая Шевченко в городской усадьбе Асеева
Статья о тамбовских парках
Дворцу Асеева требуется фабрикант

Почему особняк Асеева не обрел своего цвета?
Tags: Асеевский особняк, Самара, Тамбов, архитектура, музеи, охрана памятников
Subscribe

  • Тамбовский вал и «Липовский лес»

    Когда на прошлой неделе ездили в село Пушкари (см. здесь и здесь), заезжали на Тамбовский вал. Сегодня его почему-то называют Татарским. Как будто…

  • На Большой Липовице

    ВКонтакте получила большой отклик на публикацию о селе Пушкари и о Никольской церкви от тех, кто, так или иначе, связан с этим местом.…

  • Село Пушкари и Никольская церковь

    Сегодня ездили в село Пушкари, расположенное в 10 километрах от Тамбова При строительстве в 1636 году города-крепости Тамбов в нем появилась…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments