
Смещение центра внимания с замечательного вещественного памятника – особняка, на личность владельца, которую невозможно пока представить цельно, а потому объективно оценить, дает возможность относиться к сохранившемуся архитектурному наследию невнимательно. Именно этим можно объяснить нехарактерную для модерна локальную окраску внешних поверхностей стен в цвет слегка пожелтевшей бумаги, которую получил особняк после реставрации. Именно этим можно объяснить строительство в усадьбе фонтана – такого, какого там никогда не было, хотя исторические фотографии сохраняют достоверные образы парка, в том числе фонтанов. Именно этим можно объяснить случайную находку клада строителями, а не археологами-профессионалами.
Одним словом, всё происходящее говорит в пользу того, что к наследию модерна в усадьбе модерна относятся без всякого научного интереса – не изучают его, не дорожат любой возможностью получить достоверную информацию о нем, а пытаются построить очередной «новодел». Поэтому музей отражает не культуру модерна, а современную культуру чиновного Тамбова – с его болезненными амбициями, с тяготением к гигантомании и показухе, попытке любыми средствами выделиться, заявить о себе как о представителях области, которая расположена, как говорят у нас, в «сердце России».
Между тем история российских городов свидетельствует, что в стране уже существует опыт создания музеев в домах начала XX века, который можно было бы хоть как-то учесть. В Самаре, например, в 2012 году учредили Музей модерна в особняке купца А.Г. Курлина, возведенном в 1903 году в стиле модерн и имеющем ныне статус памятника федерального значения.
Проект особняка принадлежит архитектору А.У. Зеленко (1871–1952), окончившему институт гражданских инженеров в Москве и слушавшему лекции по архитектуре в Высшем политехническом институте в Вене. В 1897 –1900 годах Зеленко работал в Самаре, в том числе в должности городского архитектора. По его проектам было построено несколько зданий, среди которых особняк Курлиных.
Согласно художественной концепции, самарский проект «Музей Модерна» в купеческой усадьбе предполагает создание не музея владельца, как в Тамбове, а музей целостной архитектурно-исторической среды, «культурной модели» эпохи рубежа веков. Такой подход позволяет учиться ценить и бережно относиться к архитектурному наследию, изучать его и сохранять не только в одном из его проявлений – здании, в котором разместился музей, но и во всем городе.
Фотографии с сайта Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина.
Особняк Курлиных в Самаре
Архитектор Кекушев - настоящий автор Асеевского дворца в Тамбове
Блеск и нищета федерального памятника 1
Блеск и нищета федерального памятника 3
Блеск и нищета федерального памятника 4
Блеск и нищета федерального памятника 5
Реставрация дома Асеева: Прощай санаторий!
Чтобы оставить свое имя в истории, надо строить дворцы
Актуальная тема: "Чтобы оставить свое имя в истории, надо строить дворцы..."
Венера Рассказовская
Реставрация Асеевского дворца: Здравствуй, ресторан?
Занять дворец Асеева!
Мастера соцреализма во дворце Асеева
Дворец Асеева и собор: Арендные расценки сегодня и в 1931 году
Митинг в "пушкарском" сквере близ Державинского моста
Путин: "В Тамбове? Там не так много памятников..."
Асеевская история
Мастерская художника Николая Шевченко в городской усадьбе Асеева
Статья о тамбовских парках
Дворцу Асеева требуется фабрикант
Почему особняк Асеева не обрел своего цвета?