marina_klimkova (marina_klimkova) wrote,
marina_klimkova
marina_klimkova

Category:

Почему особняк Асеева не обрел своего цвета?

В последнее время неоднократно писала о том, что при реставрации и ремонте тамбовские здания стали вдруг приобретать неожиданные цвета, совершенно нехарактерные для тех стилей, в которых они выстроены. А ведь каждый художественный стиль в истории искусства выработал свою культуру цвета, свою цветовую шкалу. Здание одного стиля мы отличаем от другого не только по формальным признакам, но и по колористическому решению.

Вот и особняк суконного фабриканта Асеева, возведенный по проекту знаменитого Л. Кекушева в стиле модерн, после реставрации и открытия в нем музея, получил локальную окраску цвета пожелтевшей бумаги. Однако на почтовых карточках начала XX века видно, что его внешние стены имели серый цвет, а декоративные детали – белый. Был еще, конечно, свой естественный цвет у дерева, металла, стекла и других материалов, использованных в отделке.

2
Особняк Асеева в Тамбове (арх. Л. Кекушев). Фото начала ХХ века

В период модерна цвет стал одним из главных средств художественной выразительности. И архитектура московского модерна, архитектором которого был Л. Кекушев, имела живописное начало.

Несмотря на то, что на фасадах активно использовались разнообразные отделочные материалы, все-таки самым распространенным среди них оставалась штукатурка,  зарекомендовавшая себя на протяжении многих веков. Ее популярность объяснялась не только экономическими, утилитарными причинами, но прежде всего большими возможностями для цветового экспериментирования, легкостью воспроизведения разных цветов. Свойства штукатурки позволяли модерну удовлетворять потребность в получении тонких, сложных, изысканных оттенков.

Цветовая палитра штукатурки в то время была преимущественно пастельной, построенной на светлых и холодных оттенках цветовых тонов. Самым распространенным был охристый цвет с вариациями от совсем светлого до коричневого, а также близкая к ним палитра оттенков: серо-бежевый, розово-бежевый, бежево-зеленый, серо-желтый. На втором месте стояла палитра зеленых цветов – от изумрудных и болотных до зелено-серых и зелено-желтых оттенков. Историки архитектуры пишут, что белый цвет присутствовал преимущественно в культовых сооружениях. Для особняков, доходных домов и общественных зданий он был нехарактерен и употреблялся лишь фрагментарно.

Дом Асеева. Тамбов. Фото 1910-х гг.
Дворец Асеева получил белый цвет, судя по фотографиям, после того, как был передан Курортному управлению, а в здании закрепился лечебный санаторий. Почему же перед сегодняшней реставрацией не были проведены научные исследования и не определен изначальный колер стен? Ведь цвет существенно влияет на восприятие художественного образа архитектуры.

У меня, например, белый цвет твердо ассоциируется с больницей, с больничным помещением.
Tags: Асеевский дворец, Тамбов, архитектура, охрана памятников
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments